Телевидение сожрет Кино? Как устроен мировой и российский телесериальный бизнес

24 апреля 2017

В 2016-м на экраны вышли  455  американских сериалов — на 46 больше, чем годом ранее и почти в два раза больше, чем в прошлом году!   Только ударник Netflix  потратил  $1,2 млрд  на оригинальный контент и произвел  600 часов  собственных сериалов!

Сейчас стриминговый сервис уже выпускает по несколько программ в неделю — игровые сериалы, документальные и даже собственное кино.

 

Что же творится?

То, что происходит, уже называют  «Золотым веком телевидения» , отсчет которого начался с «Настоящего детектива» с Макконахи и Харрельсоном!

После его выхода

топовые актеры перестали бояться уходить из кино в телевизор!

Раньше это считалось признаком увядающей карьеры, теперь сериал с большой звездой в главной роли — обычное явление. Юэн Макгрегор снимается в новом сезоне «Фарго», Энтони Хопкинс — в «Мире Дикого Запада», а Эми Адамс играет в «Острых предметах» для HBO.

Когда Кевин Спейси взялся за «Карточный домик», его коллеги крутили пальцами у виска — зачем тебе сериал, когда можно продолжать сниматься в кино? Спейси их не послушал и не прогадал — «Домик» получил от Netflix заказ сразу на два сезона (общий бюджет — $100 млн), получил «Золотой глобус» и номинацию на «Эмми»! А

к телевидению,

даже если показывают сериал только в интернете,

относиться стали совсем по-другому!

Не только с финансовым интересом, но опасениями, что «оно всех сожрет».

Оно и жрет!!!

Баз Лурманн («Мулен Руж», «Великий Гэтсби») получает от Netflix  $120 млн  на один сезон своего «Отжига» — почти  $11 млн за серию , даже дороже «Игры престолов»!

Бюджет одного эпизода сериала на хорошем телеканале сейчас — $3−4 млн!

Оригинальный контент выпускают стриминговые Amazon Prime и Hulu, о своих планах уже заявили Apple. Все они перенимают стратегию «Нетфликса» —

заработать как можно больше денег на подписке,

производя сериалы дорогие, но

для разных, иногда даже нишевых, аудиторий!

Например, «Отжиг» — шоу не настолько массовое, чтобы тратить на него так много, но способное заставить еще не охваченную аудиторию купить подписку, чтобы посмотреть именно «Отжиг».

В этом плане сервис продвинулся настолько, что

сделался абсолютно интернациональным 

— работает в любой стране мира, а

контент производит не только на английском!

Выходят шоу на испанском, французском, японском и португальском, к концу года выйдет и немецкоязычный сериал.

Еще Netflix тратит колоссальные деньги (в среднем $2 млн за эпизод) на покупку сериалов у правообладателей —

некоторые шоу в интернете можно посмотреть на следующий день после телевизионной премьеры,

а права на международный интернет-показ российского «Мажора», например, куплены именно Netflix!

 

Расходы

Расходы на сериал складываются из двух составляющих — из расходов канала и расходов студии-производителя.

Если производитель сериала — сам канал, он может закрывать глаза на не самые высокие рейтинги — его траты в таком случае все равно невелики.

Так, например, происходит с сериалом AMC «Остановись и гори», который, несмотря на слабые показатели, держится в эфире уже четвертый сезон: критика хорошая, суммы на производство невелики и каналу не приходится платить наценку за покупку уже готового продукта.

Другое дело, например, с «Миром Дикого Запада» (бюджет только на производство — $100 млн за 10 серий) HBO и студия Warner Bros. хоть и делят расходы пополам, но канал платит почти еще столько же за лицензию.

 

Каналу гораздо выгодней выпустить сериал со звездой, чем с дебютантами по объявлению.

По сообщениям Vulture, Кевину Костнеру предлагали $500 тысяч за один эпизод в сериале одного стримингового сервиса — это $5 млн за четыре месяца работы. Отказался Костнер только потому, что ему не понравился материал, а деньги более чем приличные. А, например, за одну серию «Голиафа» Amazon платит Билли Бобу Торнтону $350 тысяч — в два раза больше его зарплаты на «Фарго»!

Другими словами, в сериал с изначальным бюджетом $40 млн легче позвать известного актера, увеличив бюджет всего на пару миллионов и отбить бюджет исключительно за счет известной фамилии! 

Именно поэтому в сериалах сейчас столько звезд — если не считать действительно возросшее качество продукта — им просто прилично платят за три-четыре месяца рабочего времени.

Иногда доходы актеров превышают $1 млн за эпизод, как, например, в бесконечной, но очень популярной «Теории большого взрыва», где актеры буквально шантажируют продюсеров, отказываясь сниматься, если им не повысят гонорар )

Высококлассные  шоураннеры  (люди, контролирующие весь процесс производства — от написания сценария и выбора костюмов до финального монтажа) получают не меньше $30 тысяч за эпизод.

В контракте Винс Гиллиган, например, прописаны $50 тысяч за серию «Лучше звоните Солу», а создатели «Игры престолов» Дэвид Бениофф и Дэн Вайс, говорят, за каждую серию зарабатывают по $100 тысяч плюс роялти.

Впрочем, подписная база HBO по всему миру — 134 млн человек, минимальная цена за месяц — $10.

$100 млн за сезон «Игры престолов», учитывая ее бешеную популярность, аудитория часто оформляет подписку именно ради нее, — ничего не значащие деньги.

Для сценаристов минимальные ставки — около $70 тысяч за часовой эпизод, тоже неплохие деньги. Сейчас сценаристы готовятся объявить забастовку, так что цифра, скорее всего, еще возрастет )

 

Доходы

Стриминговые сервисы, зарабатывающие на подписке или рекламе (Netflix, Amazon, Hulu, Crackle), раскрывают свои доходы, но оценить, насколько рентабелен тот или иной сериал, почти невозможно — они очень редко делятся статистикой просмотров. Все решается непосредственно внутри компаний. Премиум-каналы вроде HBO тоже

зарабатывают на подписке, но есть и те, кто только на рекламе!

Например, во время трансляции финального эпизода «Во все тяжкие» (бюджет серии — $3,5 млн)

30-секундную рекламу продавали за $400 тысяч! За 21 минуту рекламного времени канал получил $7−8 млн, но и это не предел.

По прибыли традиционное телевидение отстает от стриминга — выручка того же Netflix в 2016-м составила $8,83 млрд (в 2015-м — $6,78 млрд). Даже учитывая годовые расходы на контент в размере $5 млрд, это суперприбыльный бизнес.

 

А как в России?

Российскому сериальному бизнесу такие цифры и не снились — из-за падения рекламного рынка сильно страдают бюджеты телеканалов, которые, в свою очередь, значительно сократили расходы на производство.

Эфирное время заполонили дешевые в производстве ситкомы и мыльные оперы, в действительно дорогие проекты вкладываться сейчас уже не рискуют. Ту же «Оттепель» сейчас запускать бы не стали (

Производство одной серии ситкома на ТНТ стоит около $80−90 тысяч, часового не «мыльного» сериала на хорошем канале — около $200 тысяч.

ТНТ, говорят, единственные, кто чувствуют себя спокойно — у них огромные доходы от рекламы и кризиса они почти не почувствовали.

У остальных, включая «Первый канал» дела идут не так хорошо, как до спада, но по мере того, как рекламные доходы будут возвращаться в телевизор, качественный поворот возможен, хотя вряд ли произойдет в ближайшие два-три года.

Карточный домик уже разрушен, российское сериальное ТВ выживает в ожидании лучших времен?

источник: Forbes

Вам понравилась инфо? Буду рад, если поделитесь ей с другими:

Как сделать так, чтобы не думать о деньгах?

Комментарии на блоге

Оставьте комментарий

В Вконтакте

В Фейсбук