Лицензия на управление многоквартирными домами

ЖК РФ Статья 192. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

«Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.01.2019) (введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ) 1. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также — лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее — лицензионная комиссия). 2. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом. 3. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля. КонсультантПлюс: примечание. Срок действия лицензии, предусмотренный ч. 4 ст. 192, применяется к ранее выданным лицензиям и исчисляется с 11.01.2018 (ФЗ от 31.12.2017 N 485-ФЗ). 4. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам. (часть 4 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 5. К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом. 6. Положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» о приостановлении, возобновлении действия лицензии, а также об установлении оснований для аннулирования лицензии не применяются при осуществлении лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. 7. Контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора требований настоящего Кодекса и Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае нарушения требований настоящего Кодекса и Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами должностные лица уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти выдают руководителю органа государственного жилищного надзора обязательные для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений. (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Открыть полный текст документа

Ст. 192 ЖК РФ. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

Особенности лицензии на управление многоквартирными домами

Жители многоэтажек вправе заключить договор с частным предприятием на обслуживание строения и прилегающей территории. В таких ситуациях ответственной за порядок компании не обойтись без получения лицензии на управление многоквартирным домом. Разберемся с деталями этого вопроса и выясним, каков путь получения таких разрешений.

Информация о допусках

Лицензия на право управления многоквартирными домами представляет собой официальное одобрение государственными ведомствами осуществление предпринимательской деятельности в этом направлении. Иными словами, фирма или индивидуальные предприниматели берут определенные обязательства перед жильцами, выполнение которых контролирует государство.

Деятельность управляющей компании предполагает обязательное лицензирование

Такие правила содержатся в 19 главе Жилищного Кодекса страны. Здесь говорится о вероятности получения бессрочного допуска, который выдается заявителю по результатам проверки лицензионной комиссии. Указанное ведомство создается силами властей субъектов страны. Однако подобная процедура контролируется государственными органами Федерального уровня.

Внимание! Выдача разрешения – компетенция органа государственного жилищного надзора.

При этом закон не обязывает получать таких допусков для уже созданных объединений жильцов. Соответственно, процедура лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами для ТСЖ или кооператива жильцов становится добровольным действием. Разберемся с отдельными нюансами, которые касаются затронутой темы.

Особенности разрешений

Поговорим о специфике рассматриваемых бумаг. Законодательство предусматривает бессрочное действие полученного допуска. Однако при выявлении нарушений со стороны лицензиата, разрешение аннулируется. Контроль над проведением аккредитованной компанией работ выполняют государственные ведомства Федерального значения.

Кроме того, лицензия на управление МКД действует лишь в пределах региона, где выдали такой допуск. Если управленец применяет разрешение в ином субъекте федерации, подобные действия преследуются по закону. Причем правовые предписания говорят о невозможности подписания договора управления с жильцами до выдачи соответствующего допуска.

Область полномочий

Перейдем к описанию функционала, который открывается лицам, получившим искомое разрешение. В этой ситуации лицензиат заключает контракт с жителями строения, указывая там планируемый объем услуг. Если рассматривать такой сервис с позиции закона, здесь вероятны следующие функции:

  • обеспечение сохранности здания и проведение регулярных плановых реконструкций;
  • посредничество при подписании договоров на предоставление коммунальных услуг;
  • выполнение аварийных работ при появлении подобных обстоятельств, организация диспетчерского сервиса при форс-мажорах;
  • облагораживание придомовой территории;
  • прием платежей за оказанные услуги;
  • ведение документооборота;
  • другие виды сопутствующего сервиса.

Перечисленные позиции допускают и иной формат управления – создание ТСЖ. Решение о предпочтении конкретного варианта тут остается за собственниками квартир.

Порядок выдачи

Обсудим подробнее вопрос, как получить лицензию на управление многоквартирным домом. Чтобы легализовать предприятие, руководителю требуется пройти восемь таких этапов:

  • выбор строительного комплекса;
  • предварительное согласование с жильцами;
  • оформление предпринимательства;
  • получение квалификационного аттестата;
  • проверка соответствия лицензионным требованиям;
  • сбор пакета документов;
  • написание и подача заявления;
  • получение допуска и заключение контракта с жильцами.

Исключение в этом случае становятся ТСЖ и жилищные кооперативы

Каждый из перечисленных пунктов включает определенные сложности, поэтому рассмотрим ключевые позиции подробнее.

Учитывая, что первые два шага не включаются в официальный перечень требований, новички пренебрегают этой рекомендацией.

Однако в подобных обстоятельствах у компании отсутствуют гарантии спроса на предоставляемые услуги.

Что касается официального оформления предприятия, тут правовые нормативы допускают две формы: создание ИП либо АО.

Выбор окончательного варианта определяется предпочтениями соискателя.

Россияне считают компромиссным решением создание ИП, поскольку в этой ситуации снижается налоговая нагрузка и упрощается регулярная отчетность.

Тестирование

Подтверждение профпригодности — обязательный шаг на пути получения допуска

Разберемся с основными этапами получения допуска, которые определяют успех задуманного бизнеса.

В таких ситуациях государственная комиссия руководствуется нормативными требованиями.

По указанной причине соискатель сдает обязательный экзамен, который доказывает право этого человека на получение разрешения.

Тест на профессиональную пригодность принимает комиссия, созданная исполнительной властью субъекта РФ.

Чтобы пройти такой экзамен, требуется подача запроса в соответствующие инстанции.

Причем аттестат получает и руководитель управляющей компании, и ответственные за содержание МКД сотрудники.

Экзамен длится до 120 минут, а итогом тестирования становится получение свидетельства либо отказ комиссии. Чтобы успешно аттестоваться, соискатель набирает минимум 172 балла.

Описываемая документация действует на протяжении 5 лет. Затем лицензиат проходит переаттестацию, чтобы подтвердить профпригодность. Однако при выявлении нарушений после проведения проверок, комиссия вправе аннулировать действие бумаги досрочно. Число же попыток для прохождения теста не ограничено, а специальные курсы не обязательны.

Соблюдаемые условия

Теперь перейдем к обсуждению лицензионных предписаний, которых соискателю уместно придерживаться. На 2018 год требования, которые предъявляются к потенциальным лицензиатам, включают такие правила:

  1. Регистрация предприятия. Допуском к проведению процедуры считается официальное оформление ИП либо создание юридического лица.
  2. Отсутствие судимости. Здесь законодательство подразумевает непогашенные либо неснятые обязательства перед государством за экономические махинации. Кроме того, лица, подозреваемые в совершении средних, тяжких и особо тяжких преступлений, тоже не допускаются к конкурсу.
  3. Аттестат квалификации. Успешное прохождение описанного выше тестирования – важное условие для предпринимателя, планирующего получение официального допуска.
  4. Отсутствие информации о прекращении действия разрешения соискателя в списке реестра лицензий РФ. Этот пункт означает повторный запрос фирмами, лицензия которых аннулирована, либо дисквалифицированными за нарушения закона в прошлом компаниями. Такой момент касается руководителя и должностных лиц конторы-соискателя.
  5. Открытый доступ к сведениям о финансовой и хозяйственной стороне работе фирмы. Такие требования регламентируются ч. 10 ст. 161 ЖК страны и становятся обязательным условием.

Последний пункт подкрепляется и Решением Правительства №731. Здесь сказано о доступности информации, которая касается перечисления средств, проведения ремонтных работ и благоустройства, формировании тарифов и ценовой политики.

Поэтапное выполнение каждой задачи упрощает процесс лицензирования

Кроме того, еще одним требованием тут становится соблюдение Постановления №354, которое издало Правительство в 2011 году. Здесь речь идет о выполнении правил предоставления услуг ЖКХ. Если претендент нарушает одно из указанных в списке предписаний, такие действия становятся основанием для отказа в выдаче разрешения.

Документальная база

Этапом, который определяет результат задуманного дела, становится подготовка и сбор нужной документации. В таких ситуациях претендент на получении лицензии заполняет формуляр типового заявления и прикрепляет сюда такие бумаги:

  • свидетельство о регистрации предпринимательства;
  • выписка ЕГРИП для ИП или ЕГРЛ для организаций;
  • нотариально заверенные копии уставной документации компании, распоряжений о назначении директора и создании АО;
  • оригинал квитанции о перечислении средств при уплате государственной пошлины;
  • копия полученного аттестата квалификации;
  • дубликат паспорта заявителя и свидетельства ИНН;
  • список прикрепленных к заявке бумаг.

Как видите, в рассматриваемом случае перечень необходимой документации включает минимальные требования и не представляет особых сложностей при сборе пакета.

Пошаговые рекомендации по отправке заявления

Конкретизируем алгоритм действий соискателя. Начнем с уточнения адресата запроса. К началу 2018 года во всех субъектах РФ сформированы и работают региональные комиссии, в компетенции которых выдача искомых допусков. В подобных обстоятельствах соискатель выполняет следующую процедуру:

  1. Поиск нужного ведомства в регионе.
  2. Выбор способа подачи бумаг.
  3. Официальный запрос.

Найти организацию, которая занимается подобными вопросами, удастся с помощью официальных сайтов исполнительной власти выбранного населенного пункта. Что касается способа подачи заявки, тут закон предусматривает три таких варианта:

  • посещение офиса;
  • почтовые услуги;
  • сервисы интернета.

Отправить запрос удастся удобным для соискателя способом

Первый вариант предполагает и действие через официального посредника.

В этом случае к указанным выше бумагам прикрепляется нотариально заверенная доверенность на имя официального представителя будущего лицензиата.

Выбор почтовой пересылки нуждается во вложении описи содержимого заказного письма с уведомлением.

Предпочтение онлайн-сервиса допускает использование портала «Госуслуги», где претендент на получение допуска выполняет несложные действия, следуя подсказкам ресурса.

В этом случае требуется электронная цифровая подпись заявителя и авторизация страницы на сайте.

Порядок лицензирования медицинских услуг описан в этом материале.

Обратите внимание! Стоимость при уплате госпошлины для подобного бизнеса составляет 30 000 рублей. Неоплаченные квитанции – повод для возврата комиссией бумаг.

Вне зависимости от выбора способа подачи пакета, представитель государственной организации выдает просителю дубликат описи поданной документации. В подобных обстоятельствах должностное лицо, принявшее пакет, ставит дату принятия бумаг на рассмотрение и визирует бланк подписью и печатью конторы.

Действия лицензиата

Нарушения в этой области преследуются по закону

Перейдем к рассмотрению вопросов, могут ли контролирующие организации приостановить действие допуска либо отобрать лицензию, какие штрафы предусмотрены для нарушителей и как действовать управляющей компании.

После выдачи официального разрешения предприятие вправе выполнять соответствующие работы. Однако тут не избежать аудита со стороны государства.

Выявление нарушений подобными проверками становится причиной для изъятия лицензии.

Среди вероятных предпосылок подобного исхода – игнорирование требований об извещении при смене вида работ или региона страны, отказ в прохождении переаттестации, изменения уставной документации.

Последняя причина нуждается в переоформлении допуска.

Важно! Процесс аннулирования разрешений в этих ситуациях – компетенция суда.

Однако нарушение лицензиатом требований закона чревато административной ответственностью. Здесь размер штрафа определяется формой предпринимательства и составляет 250 000–300 000 рублей. Работа без лицензии карается штрафом в 150 000–200 000 и дисквалификацией на три года для ИП. Полномочиями для наказания недобросовестных управленцев наделяется государственная комиссия.

Поскольку действующие юридические нормы не предполагают сложностей в оформлении допуска к управлению жилищными массивами, игнорирование таких требований чревато для предпринимателей финансовыми и репутационными потерями. Однако даже в случае нарушений со стороны управляющей компании желание жильцов сотрудничать с этой фирмой оставляет за нарушителем преимущество в заключении нового договора.

Вконтакте Facebook Twitter Google+ Мой мир Комментировать Получите юридическую консультацию по телефону или прямо на сайте. Это совершенно бесплатно! Москва и область (круглосуточно) +7 499 703-52-27 Санкт-Петербург +7 812 627-16-08 Бесплатно по России +7 800 555-67-55 доб. 553 Бесплатная юридическая помощь

  • 95% успешных дел
  • Конфиденциально
  • Профессиональные юристы

Задать свой вопрос юристу

Деятельность управляющих организаций по управлению многоквартирными домами (далее — МКД) согласно ст. 192 ЖК РФ подлежит обязательному лицензированию и осуществляется на основании лицензии, выданной органом государственного жилищного надзора — государственной жилищной инспекцией субъекта РФ (далее — жилищная инспекция) по решению лицензионной комиссии субъекта РФ. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению МКД на основании договора управления МКД.

В соответствии с ч. 1 ст. 193 ЖК РФ к управляющим организациям — соискателям лицензии, а также управляющим организациям, имеющим лицензию (далее — лицензиаты), предъявляются следующие лицензионные требования:

1) обязательная регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории РФ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению МКД не допускаются;

1.1) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД возникло ранее;

Внимание

Новое лицензионное требование введено с 11 января 2018 года федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ (далее — Закон N 485-ФЗ). Лицензиаты, не соответствующие этому требованию на 11.01.2018 в течение шести месяцев (по 11 июля 2018 года) обязаны внести изменения в свои учредительные документы и, соответственно, переоформить лицензию (ч. 8 ст. 5 Закона N 485-ФЗ, п. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

2) наличие у должностного лица лицензиата или соискателя лицензии квалификационного аттестата. Должностными лицами лицензиата или соискателя лицензии являются:

— единоличный исполнительный орган юридического лица, управляющего МКД;

— руководитель юридического лица, управляющего МКД, или его филиала;

— индивидуальный предприниматель, управляющий МКД;

— единоличный исполнительный орган юридического лица или индивидуальный предприниматель, которым на договорной основе переданы полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица, управляющего МКД.

Порядок выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, а также форма квалификационного аттестата утверждены приказом Минстроя России от 05.12.2014 N 789/пр;

Примечание

Никаких требований ни к уровню образования (среднее, высшее), ни к квалификации (бакалавр, специалист, магистр), ни к специальности (экономист, юрист, строитель) должностных лиц лицензиата или соискателя лицензии законодательством не установлено.

3) отсутствие у должностного лица лицензиата или соискателя лицензии (см. п. 2) неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4) отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц управляющих организаций (см. п. 1 Положения о ведении реестра лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110) информации о должностном лице лицензиата или соискателя лицензии. Отметим, что в данном пункте речь идет о руководителе управляющей организации, поскольку именно руководитель является единоличным исполнительным органом этой организации;

5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии (сайт Минстроя России: http://www.minstroyrf.ru);

6) соблюдение лицензиатом требований, установленных к раскрытию информации. Управляющая организация в силу ч. 10 ст. 161 ЖК РФ должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утв. постановлениемПравительства РФ от 23.09.2010 N 731.

Приведенный перечень лицензионных требований является открытым. Иные дополнительные лицензионные требования установлены п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110. К числу таких требований относится, например, выполнение управляющей организацией обязанностей по договору управления МКД, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ (см., например, постановление Волгоградского областного суда от 06.09.2016 по делу N 4А-898/2016, постановление Тверского областного суда от 29.09.2016 по делу N 4А-525/2016).

Соответствие лицензиата лицензионным требованиям проверяется в ходе лицензионного контроля, проводимого жилищными инспекциями как при получении лицензии, так и в последующем, при осуществлении управляющей организацией деятельности по управлению МКД. Лицензионный контроль проводится на основании Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и положений ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ). Особенности проведения внеплановой проверки при лицензионном контроле установлены ч. 3 ст. 196 ЖК РФ. Названной нормой регулируется порядок проведения внеплановой проверки по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ, а также в связи с поступлением в жилищную инспекцию обращений, заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ, информации от органов государственной власти и местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований. В указанных случаях внеплановая проверка проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата (ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ).

Отметим, что нарушение лицензионных требований не является основанием для аннулирования лицензии или прекращения ее действия иным способом. Вместе с тем за выявленное нарушение лицензионных требований — осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД без лицензии, а также с нарушением лицензионных требований управляющей организации грозит административная ответственность, предусмотренная 14.1.3 КоАП РФ (см., например, определение Конституционного Суда РФ от 08.12.2015 N 2735-О, постановления Верховного Суда РФ от 07.07.2016 N 44-АД16-15, Самарского областного суда от 30.05.2016 по делу N 4А-613/2016).

Если в течение двенадцати месяцев со дня выдачи органом государственного жилищного надзора предписания об устранении нарушений одного или нескольких лицензионных требований, предусмотренных пп.1 — 5 ч.1 ст.193 ЖК РФ, лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного предписания, по решению органа ГЖН из реестра лицензий субъекта РФ исключаются сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению (ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ). Исключение сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению МКД. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 200 ЖК РФ (ч. 6 ст. 198ЖК РФ). Вместе с тем согласно ч. 7 ст. 198 ЖК РФ если собственники помещений приняли решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению МКД такой дом из реестра лицензий не исключается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *