Независимая оценка квалификации

Содержание

Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ
«О независимой оценке квалификации»

9 декабря 2018 г. 15:38

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Принят

Государственной Думой

22 июня 2016 года

Одобрен

Советом Федерации

29 июня 2016 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации.

3. Иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.

4. Настоящий Федеральный закон не применяется в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) национальное агентство развития квалификаций — автономная некоммерческая организация, созданная в целях обеспечения деятельности по развитию квалификаций в Российской Федерации, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профессиональных союзов и Российская Федерация, от имени которой функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации;

2) национальный совет — национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, который является консультативным органом при Президенте Российской Федерации для рассмотрения вопросов, касающихся развития квалификаций в Российской Федерации;

3) независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее — независимая оценка квалификации), — процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации — комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена;

5) реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации — информационный ресурс для обеспечения проведения независимой оценки квалификации (далее — реестр);

6) совет по профессиональным квалификациям — орган управления, наделенный в соответствии с настоящим Федеральным законом полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности;

7) соискатель — работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

8) центр оценки квалификаций — юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.

Статья 3. Участники системы независимой оценки квалификации

Участниками системы независимой оценки квалификации являются:

1) национальный совет;

2) национальное агентство развития квалификаций;

3) советы по профессиональным квалификациям;

4) центры оценки квалификаций;

5) работодатели;

6) соискатели;

7) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее — уполномоченный орган исполнительной власти).

Статья 4. Проведение независимой оценки квалификации

1. Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

3. Для прохождения профессионального экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность, а также иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.

4. По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена — заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока осуществляются проверка, обработка и признание результатов независимой оценки квалификации соискателя советом по профессиональным квалификациям.

5. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр.

6. Соискатель, работодатель, иные указанные в части 2 настоящей статьи физические и (или) юридические лица, которые не согласны с решениями, принятыми центром оценки квалификаций по итогам прохождения профессионального экзамена, в течение тридцати календарных дней с даты информирования их о результатах прохождения профессионального экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.

Статья 5. Национальный совет

1. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации осуществляет национальный совет.

2. В состав национального совета входят представители органов государственной власти Российской Федерации, общероссийских и иных объединений работодателей, общероссийских профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций.

3. Полномочия национального совета и его состав определяются настоящим Федеральным законом и указом Президента Российской Федерации.

4. Издание нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам независимой оценки квалификации осуществляется после рассмотрения и одобрения этих актов национальным советом.

Статья 6. Национальное агентство развития квалификаций

Национальное агентство развития квалификаций:

1) обеспечивает организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций;

2) подготавливает для национального совета предложения по наделению советов по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности, а также по прекращению таких полномочий;

3) организует формирование и ведение реестра;

4) утверждает на основе предложений советов по профессиональным квалификациям наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена, после одобрения этих предложений национальным советом, вносит содержащиеся в указанных документах сведения в реестр;

5) осуществляет информирование и консультирование участников системы независимой оценки квалификации по вопросам ее проведения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

6) осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 7. Совет по профессиональным квалификациям

1. Совет по профессиональным квалификациям создается по решению национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне.

2. Совет по профессиональным квалификациям создается на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, и по решению национального совета наделяется полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности. В состав совета по профессиональным квалификациям входят также представители профессиональных союзов (их объединений), образовательных, научных и других организаций.

3. Совет по профессиональным квалификациям для осуществления своей деятельности разрабатывает на основе примерного положения о совете по профессиональным квалификациям положение и утверждает его.

4. Совет по профессиональным квалификациям по определенному виду профессиональной деятельности:

1) утверждает оценочные средства по соответствующим квалификациям, которые применяются центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

2) представляет в национальное агентство развития квалификаций проекты наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

3) проводит отбор организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций, наделяет их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;

4) определяет для каждого центра оценки квалификаций наименования квалификаций, по которым будет проводиться независимая оценка квалификации, и направляет сведения о таких наименованиях в национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр;

5) осуществляет мониторинг деятельности центров оценки квалификаций и контроль за их деятельностью;

6) принимает решение о прекращении полномочий центров оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;

7) проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации, принимает решение о выдаче свидетельств о квалификации центром оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для ее внесения в реестр;

8) проводит по решению национального совета независимую оценку квалификации;

9) создает апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, и организует ее деятельность.

5. Финансовое обеспечение деятельности совета по профессиональным квалификациям осуществляется за счет собственных средств юридического лица, на базе которого он создан, и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 8. Центр оценки квалификаций

1. Центр оценки квалификаций проводит независимую оценку квалификации. Перечень квалификаций определяется для соответствующего центра оценки квалификаций советом по профессиональным квалификациям.

2. Центр оценки квалификаций проводит профессиональные экзамены.

3. Полномочия центра оценки квалификаций могут быть прекращены в случае:

1) несоответствия деятельности центра оценки квалификаций установленным требованиям;

2) неоднократного нарушения центром оценки квалификаций порядка проведения профессиональных экзаменов;

3) представления центром оценки квалификаций заведомо недостоверных сведений в ходе отбора и наделения его полномочиями по проведению независимой оценки квалификации, мониторинга осуществляемой им деятельности или контроля за ней;

4) поступления от юридического лица заявления о прекращении по собственной инициативе осуществления полномочий центра оценки квалификаций;

5) ликвидации юридического лица в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

4. При прекращении юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сведения о центре оценки квалификаций исключаются национальным агентством развития квалификаций из реестра в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия советом по профессиональным квалификациям решения о прекращении указанных полномочий.

5. В случае прекращения юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций совет по профессиональным квалификациям обеспечивает выполнение неисполненных обязательств перед соискателями, в отношении которых не завершена процедура независимой оценки квалификации.

6. Финансовое обеспечение деятельности центра оценки квалификаций осуществляется за счет собственных средств центра оценки квалификаций и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 9. Полномочия уполномоченного органа исполнительной власти

1. Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет следующие полномочия:

1) утверждает примерное положение о совете по профессиональным квалификациям и порядок наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий;

2) утверждает форму бланка свидетельства о квалификации и приложений к нему, технические требования к бланку, порядок заполнения бланка и выдачи дубликата свидетельства о квалификации, а также форму заключения о прохождении профессионального экзамена;

3) утверждает образец заявления для проведения независимой оценки квалификации и порядок подачи такого заявления, в том числе в форме электронного документа, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет»;

4) утверждает требования к центрам оценки квалификаций и порядок отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий;

5) утверждает положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации;

6) утверждает положение о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

7) утверждает положение о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации;

8) утверждает порядок формирования и ведения реестра, перечень сведений, содержащихся в реестре, и порядок доступа к ним;

9) утверждает порядок осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации.

2. Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет мониторинг и контроль в сфере независимой оценки квалификации.

Статья 10. Информационное обеспечение независимой оценки квалификации

1. В целях обеспечения проведения независимой оценки квалификации используется реестр, который включает в себя:

1) информацию о деятельности национального совета и национального агентства развития квалификаций в части вопросов, касающихся развития квалификаций;

2) сведения о советах по профессиональным квалификациям и центрах оценки квалификаций;

3) сведения о наименованиях квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

4) сведения о выданных свидетельствах о квалификации;

5) перечень официальных сайтов национального совета, национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

6) иные сведения, перечень которых определяется уполномоченным органом исполнительной власти.

2. Национальное агентство развития квалификаций несет ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в реестре.

3. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, за исключением сведений, содержащих персональные данные. Доступ граждан и организаций к реестру является бесплатным.

4. Национальное агентство развития квалификаций, советы по профессиональным квалификациям и центры оценки квалификаций формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к этим ресурсам посредством использования официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», перечень которых содержится в реестре.

Статья 11. Переходные положения

В случае, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, чем это предусмотрено настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 1 настоящего Федерального закона), применение указанного порядка допускается до 1 июля 2019 года.

Статья 12. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

3 июля 2016 года

N 238-ФЗ

Судебная практика и законодательство — 238-ФЗ О независимой оценке квалификации

«Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 — 2019 годы» (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 16.03.2017)

В соответствии с социальными проектами Российской Федерации «Доходы государственной казны», «Народный контроль», «Кадры для национальной экономики», «Знак Качества «Сделано в России», «За высокий социальный стандарт», «Забота», «За достойную заработную плату», а также требованиями Федерального закона «О независимой оценке квалификаций» N 283-ФЗ от 03.07.2016 и постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 N 584 «О применении профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» Стороны Соглашения участвуют в решении следующих задач:

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 298 (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения»

количество центров сертификации профессиональных квалификаций (с 2017 года в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации»), нарастающим итогом;

количество актуализированных профессиональных стандартов в соответствии с требованиями экономики, нарастающим итогом;

«Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 — 2019 годы» (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.12.2016) (ред. от 03.08.2018)

В соответствии с социальными проектами Российской Федерации «Доходы государственной казны», «Народный контроль», «Кадры для национальной экономики», «Знак Качества «Сделано в России», «За высокий социальный стандарт», «Забота», «За достойную заработную плату», а также требованиями Федерального закона «О независимой оценке квалификаций» N 283-ФЗ от 03.07.2016 и постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 г. N 584 «О применении профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» Стороны Соглашения участвуют в решении следующих задач:

Приказ Минтруда России от 19.12.2016 N 759н Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4171) приказываю:

Приказ Минтруда России от 12.12.2016 N 725н Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4171) приказываю:

Приказ Минтруда России от 01.11.2016 N 601н Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4171) приказываю:

Приказ Минтруда России от 19.12.2016 N 758н Об утверждении Примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и Порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4171) приказываю:

Приказ Минтруда России от 12.12.2016 N 726н Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4171) приказываю:

Приказ Минтруда России от 01.12.2016 N 701н Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4171) приказываю:

Распоряжение Правительства РФ от 03.11.2016 N 2348-р (ред. от 17.09.2018) <Об осуществлении от имени Российской Федерации функций и полномочий учредителя автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций»>

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О независимой оценке квалификации» определить, что функции и полномочия учредителя автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций» от имени Российской Федерации осуществляют Минтруд России и Минобрнауки России.

Кто и как оценит квалификации?

Для тех, кто хочет больше знать о стоимости
собственности, её оценке и рисках владения

15 ноября 2016

С 2017 года вступит в силу закон о независимой оценке квалификаций: кадры проверят на соответствие профессиональным стандартам. Такое подтверждение квалификации поможет работникам быть востребованными на рынке труда, а бизнесу — повысить эффективность. Но участников рынка волнует вопрос: как именно будут оценивать? И главное — кто?

Кто будет оценивать квалификации?

Центры оценки квалификаций

Оценивать квалификацию работников будут специально создаваемые центры оценки квалификаций (ЦОК). Перечень квалификаций, по которым конкретный ЦОК сможет проводить экзамены, определяется Советом по профессиональным квалификациям (СПК).

ЦОКи в сфере финансов и экономики утверждает Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка. Сейчас в тестовом режиме работают 9 центров, список размещен на сайте совета. Первый ЦОК по всем сегментам финансового рынка и экономики будет запущен 1 января 2017 года. В перспективе появятся его филиалы в регионах.

Эксперты центров оценки квалификаций

Ключевую функцию в ЦОК выполняют эксперты — именно они будут оценивать квалификацию соискателей. Эксперт должен иметь не только высшее образование и достаточный профессиональный опыт(типовое требование — не менее 5 лет), но и опыт аттестации персонала. Также необходимо пройти обучение по программе «Эксперт по независимой оценке квалификации». В настоящее время такую программу реализует Научно-образовательный институт развития профессиональных компетенций и квалификаций.

Александр Мурычев, Председатель Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка:

«Принципиально, что вуз, который подготовил специалиста, не может принимать экзамен. Только представители работодателей совместно с независимыми экспертами из системы высшего образования».

Алла Факторович, заместитель руководителя департамента оценки квалификаций и качества программ Федерального института развития образования Минобрнауки РФ:

«Вузы могут только предоставлять для ЦОКов свои площадки. В ЦОК также могут входить отдельные преподаватели вуза, но только в качестве независимых экспертов, если они прошли соответствующую аттестацию и получили подтверждающий документ».

Но пока таких экспертов решительно не хватает.

По словам Александра Мурычева, одной из основных сложностей в процессе создания независимой системы оценки квалификаций является нехватка экспертов, способных экзаменовать тех, кто хочет подтвердить свою компетенцию.

«В настоящий момент мы совместно с НАРК и Финансовым университетом подготовили 47 экзаменаторов ЦОК, которые могут оценивать уровень компетентности выпускников финансово-экономических вузов и факультетов, а также организаций дополнительного образования. Но этого мало. Мы попытаемся дополнить число экспертов представителями работодателей. Хотя это очень трудно сделать — нам нужны лучшие из лучших, а руководители компаний, как правило, не хотят отвлекать их от основной работы. Но мы все равно решим эту проблему», — отметил Александр Мурычев.

Как будут оценивать квалификации?

Процедура оценки квалификаций

Работник сможет проверить свою квалификацию как самостоятельно на свои деньги, так и по направлению работодателя за его счет. Потребуется заявление и копия документа, удостоверяющего личность; могут запрашиваться и другие документы.

Если соискатель успешно прошел оценку, то в течение 30 дней он получит свидетельство о квалификации, в противном случае — заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. Если работник не согласен с заключением, он сможет обратиться в апелляционную комиссию при СПК. Выданные свидетельства будут внесены в реестр, поэтому наниматели смогут проверять потенциальных сотрудников.

Экзамен на подтверждение квалификации

Профессиональный экзамен может включать несколько этапов:

  • предварительный: оценка опыта соискателя на основании представленных им документов;
  • теоретический: оценка знаний, отдельных умений соискателя;
  • практический: оценка выполнения трудовых функций в реальной (или моделируемой) деятельности.

Для проведения любого экзамена необходим комплекс оценочных средств. Оценочные средства разрабатываются центрами оценки квалификаций, направляются на проверку в Национальное агентство развития квалификаций, а затем — в СПК на утверждение. Оценочные средства будут едиными для всех ЦОК, только так можно обеспечить объективность экзаменов.

Задания на профессиональном экзамене могут быть разными, например:

  • Тест — проводится письменно за определенное время, задание может содержать единственный или множественные варианты ответа.
  • Кейс — проводится письменно. Задания даются с открытым ответом и предполагают не воспроизведение информации, а поиск наилучшего решения поставленной задачи. Кейсы обычно моделируют типичные бизнес ситуации.
  • Презентация — может проводиться как письменно, так и устно. Соискатели защищают результаты работы перед квалификационной комиссией.

Чтобы система была востребована работодателями и работниками, оценочные средства должны быть высокого качества, поэтому комплекс вопросов и заданий формируется с учетом нескольких принципов:

  • комплексности (целостная оценка выполнения трудовых функций);
  • достоверности: (процедура должна минимизировать влияние субъективных факторов);
  • надежности: (устойчивость результатов для оценки разных соискателей, в разное время, в разных местах, с участием разных экспертов);
  • содержательной и технической валидности (содержание заданий должно быть максимально приближено к содержанию профессиональной деятельности, а их количество — достаточным для исключения возможности механического воспроизведения или случайного выбора правильного ответа).

Безусловно, участники рынка опасаются, что профессиональные экзамены могут стать профанацией. Но в том виде, в каком система строится сейчас, этот риск минимален. Ведь аккредитовать ЦОКи,контролировать их работу, проверять соблюдение порядка оценки и даже принимать решение о выдаче свидетельств о квалификации будут советы по профессиональным квалификациям.

Отношения на рынке труда меняются: появится независимая сторона, которая сможет подтверждать квалификацию работников. Эти изменения в первую очередь повлияют на кадровые процессы в компаниях, поскольку затронут вопросы подбора персонала и оплаты труда, решение трудовых конфликтов, оценку и аттестацию персонала. Спрос на независимую оценку уже есть: работодатели заинтересованы в сотрудниках, которые наиболее полно соответствуют требованиям бизнеса, а работники хотят иметь конкурентные преимущества на рынке труда.

Новое в разделе

Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

С 1 января 2017 года вступит в силу недавно принятый Федеральный закон № 238‑ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее – Закон № 238‑ФЗ), устанавливающий порядок прохождения такой оценки работниками. Одна из целей введения этой процедуры – создание для работника возможности подтвердить свою квалификацию не у своего работодателя или образовательном учреждении, а в других, независимых, специально созданных для этого организациях. Предполагается, что такая оценка будет удобна не только для работников, но и для работодателей. Правда, убедиться в этом мы сможем еще не скоро. А пока попробуем разобраться, что на сегодняшний момент установил законодатель по поводу независимой оценки квалификации работника.

Вспомним о профстандартах

Несмотря на беспокойство работодателей госсектора, связанное с введением профессиональных стандартов, все оказалось не так страшно. Обязательны профстандарты пока (как и планировалось изначально) только в двух случаях:

  • наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ;
  • когда эти требования к квалификации работников установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ согласно ст. 195.3 ТК РФ. Разъяснено, что под иными нормативными актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают к выполняющим те или иные трудовые обязанности работникам специальные требования, носящие нормативный правовой характер.

В остальных случаях профстандарты носят рекомендательный характер и могут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).

Кроме этого, для государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, а также государственных корпораций, компаний и хозяйственных обществ, у которых более 50 % акций (долей) в уставном капитале находится в государственной или муниципальной собственности, особенности применения профессиональных стандартов будет устанавливать Правительство РФ.

Минтруд все же рекомендовал работодателям государственных и муниципальных учреждений провести анализ профессиональных качеств работников на соответствие требованиям профстандартов, а также составить планы подготовки работников и дополнительного профессионального образования в рамках бюджета на соответствующий год.

Сегодня организации уже должны начать определенную работу по приведению в соответствие с профстандартами должностных инструкций, штатных расписаний, трудовых договоров и других документов, если стандарты обязательны или работодатель решил взять их за основу квалификационных требований к работникам.

Независимая оценка на смену аттестации

Как ранее уже отметил Минтруд, уволить работника, квалификация которого не соответствует требованиям профстандартов, работодатель не может. Сначала он должен установить уровень квалификации, проверить профессиональные навыки, знания и умения работника путем аттестации.

Аттестация – это проверка профессионального уровня сотрудника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работе.

Требования проводить аттестацию для всех работодателей законодательством не установлено. Однако с принятием профстандартов необходимость ее провести может возникнуть у многих, для чего работодателям нужно будет разработать порядок ее проведения.

Обратите внимание

Согласно ч. 2 ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

Однако законодатель предлагает другой выход из данной ситуации – вводится институт независимой оценки квалификации (далее – НОК). Разговор об этом шел еще с 2013 года. Предполагается, что данный способ оценки будет иметь значительные преимущества как для работника, так и для работодателя. В частности, работодатели получат профессиональную помощь в оценке квалификации работника и смогут отказаться от самостоятельной разработки систем оценки в организации и от аттестации в целом. Не придется подвергать проверке знаний и умений поступающих на работу, если у них будет заключение независимой оценки.

Работнику же такая оценка дает возможность подтвердить свою квалификацию независимо от конкретной организации, что пригодится ему и при трудоустройстве.

Участники независимой оценки

Итак, Закон № 238‑ФЗ, который вступит в действие с 1 января 2017 года, устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения НОК, определяет правовое положение, права и обязанности участников такой оценки.

В статье 2 Закона № 238‑ФЗ дается следующая формулировка: НОК – это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, проведенная центром оценки квалификаций. Под соискателем понимается работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации.

Однако действие Закона № 238‑ФЗ не распространяется на граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.

В статье 3 Закона № 238‑ФЗ перечисляются все участники системы независимой оценки. Их состав и основные функции представим в виде схемы.

Органы и организации, занимающиеся независимой оценкой

Национальный совет Национальное агентство развития квалификаций Советы по профессиональным квалификациям Центры оценки квалификации Орган исполнительной власти

(Минтруд)

Консультативный орган. Координирует деятельность органов власти, работодателей, профсоюзов, образовательных и других организаций Автономная, некоммерческая организация. Обеспечивает деятельность по развитию квалификаций Орган управления, уполномоченный проводить оценку по определенному виду деятельности Юридическое лицо, непосредственно проводящее оценку квалификации Утверждает примерное положение о совете по профессиональным квалификациям и порядок наделения его полномочиями по проведению независимой оценки

Отдельно отметим орган, который занимается независимой оценкой, – это не образовательная организация. Центр оценки квалификаций (далее – ЦОК) – юридическое лицо, занимающееся в соответствии с Законом № 238‑ФЗ деятельностью по НОК. Оценка осуществляется путем проведения профессионального экзамена, по итогам которого ЦОК выдает свидетельство о квалификации.

Полномочиями по оценке ЦОК наделяет и лишает совет по профессиональным квалификациям (далее – Совет), который также определяет для каждого ЦОК наименования квалификаций, по которым будет проводиться НОК, и направляет сведения о таких на­именованиях в Национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр.

Совет также контролирует деятельность ЦОК, проверяет, обрабатывает и признает результаты НОК, принимает решение о выдаче ЦОК свидетельств о квалификации и направляет в Национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для внесения в реестр.

Таким образом, реестр, который формирует и ведет Национальное агентство развития квалификаций, включает в себя информацию:

о деятельности Национального совета и Национального агентства развития квалификаций в части вопросов, касающихся развития квалификаций;

  • О советах по профессиональным квалификациям и центрах оценки квалификаций;
  • о наименованиях квалификаций и требованиях к квалификации, на соответствие которым проводится НОК, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
  • о выданных свидетельствах о квалификации;
  • о перечне официальных сайтов Национального совета, Национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций в Интернете;
  • иные сведения, перечень которых определяется уполномоченным органом исполнительной власти.

Сведения, содержащиеся в реестре, открыты, за исключением сведений, содержащих персональные данные. Доступ граждан и организаций к реестру является бесплатным.

Порядок проведения оценки

Прежде всего следует сказать, что система НОК строится на добровольной основе. И обратиться в ЦОК может как работодатель, так и соискатель.

Основные моменты проведения оценки установлены ст. 4 Закона № 238‑ФЗ, в соответствии с которой НОК, как уже было отмечено, проводится ЦОК в форме профессионального экзамена. Утверждение порядка прохождения экзамена находится в ведении Правительства РФ.

К сведению

Пакет документов, в том числе образец заявления для проведения НОК (и в форме электронного документа), и порядок подачи такого заявления разрабатывает Минтруд.

Итак, если инициатором прохождения независимой оценки является соискатель, то она осуществляется за счет его средств либо за счет иных физических и (или) юридических лиц. Если же на прохождение независимой оценки направляет работодатель, она проводится за счет работодателя.

Для прохождения профессионального экзамена в ЦОК представляются:

  • письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием Интернета;
  • копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность;
  • иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.

По итогам профессионального экзамена соискателю в 30‑дневный срок ЦОК выдает свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении экзамена – заключение о его прохождении, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока совет по профессиональным квалификациям осуществляет проверку, обработку и признание результатов НОК соискателя.

Решения, принятые ЦОК по итогам профессионального экзамена, в течение 30 календарных дней с даты информирования участников о результатах прохождения экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, могут быть обжалованы в письменном виде.

Обратите внимание

Для работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, порядок проведения оценки может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если для таких категорий работников Трудовым кодексом определены особенности регулирования труда, в том числе в связи с выполнением работ во вредных и (или) опасных условиях (ч. 3 ст. 3 Закона № 238‑ФЗ).

Одновременно с Законом № 238‑ФЗ были приняты и вступят в силу еще два закона, вносящие изменения в Трудовой и Налоговый кодексы. Первый закон касается гарантий работникам, связанных с прохождением оценки квалификации, а второй с налогообложением затрат на оплату такой оценки.

Независимая оценка и Трудовой кодекс

Федеральным законом от 03.07.2016 № 239‑ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» были внесены изменения в ст. 187, 196 и 197 ТК РФ, в которых установлены права работников на подготовку и дополнительное образование, а также гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование.

Прохождение работниками независимой оценки с 1 января 2017 года будет приравнено к получению ими дополнительного профессионального образования. То есть для работников вместе с правом на получение дополнительного профессионального образования будет установлено право на прохождение независимой оценки.

В свою очередь, согласно новой редакции ст. 196 ТК РФ работодателю придется:

  • внести дополнение в коллективный, трудовой договоры об условиях и порядке направления работников на прохождение независимой оценки;
  • локальный акт, устанавливающий формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также перечень необходимых для этого профессий и специальностей, дополнить перечнем профессий и специальностей для направления работников на прохождение НОК, учитывая при этом мнение представительного органа работников.

Обратите внимание

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение НОК для собственных нужд определяет работодатель.

Кроме этого, установлено, что направить работника на НОК можно только с его согласия. При этом работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно новой ст. 187 ТК РФ, если сотрудник проходит оценку квалификации с отрывом от работы, за ним должны быть сохранены место работы и средняя зарплата по основному месту работы. Если же прохождение НОК осуществляется в другой местности, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Ну и как уже было отмечено, по Закону № 238‑ФЗ при направлении работодателем работника на НОК оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.

Независимая оценка и Налоговый кодекс

Федеральным законом от 03.07.2016 № 251‑ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации», принятым и вступающим в силу одновременно с Законом № 238‑ФЗ, внесены дополнения в ст. 217, 219 и 264 НК РФ.

В частности, среди не подлежащих налогообложению доходов физических лиц будут и суммы платы за прохождение НОК работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, осуществляемой согласно законодательству РФ (п. 21.1 ст. 217 НК РФ).

А для определения суммы налоговой базы физического лица в перечень социальных налоговых вычетов будут включены расходы в сумме, уплаченной в налоговом периоде налогоплательщиком за прохождение независимой оценки своей квалификации на соответствие требованиям к квалификации в организациях, осуществляющих такую деятельность по законодательству РФ, – в размере фактически произведенных расходов на прохождение независимой оценки с учетом ограничения максимального размера вычета 120 000 руб. в совокупности за налоговый период.

Налоговые льготы предоставляются и работодателю, направившему работника на независимую оценку. Так, согласно пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на прохождение независимой оценки, как и расходы на обучение, не облагаются налогом на прибыль, если прохождение оценки осуществляется на основании договора об оказании услуг, а работник, направленный на оценку, трудится на основании трудового договора.

* * *

Мы рассмотрели лишь основные моменты, связанные с НОК. До вступления в силу Закона № 238‑ФЗ работы законодателям хватит – чего стоит только корректировка образовательных стандартов и разработка механизма их внедрения в систему образования. До окончания процесса совершенствования процедуры оценки квалификации работников еще далеко.

Отметим, что при оценке особые требования будут предъявляться не к наличию конкретного образования, а к уровню знаний и умений, которыми владеет работник при выполнении своей трудовой функции (речь не о том, конечно, когда требования к образованию установлены законодательством). И именно такой подход работодателям рекомендуется применять сейчас, проводя оценку квалификации работников самостоятельно, до того, как ею займутся специализированные организации.

При этом снова напомним, что независимая оценка – дело добровольное. Если работник откажется от ее прохождения, заставить вы его не сможете, а для установления соответствия уровня его квалификации занимаемой должности придется провести все ту же аттестацию.

Методы и цели оценки персонала: как превратить сотрудников из инструмента в мозговой центр компании

Для прочтения нужно: 3 мин.

Оценка персонала — важная часть работы HR-менеджера, позволяющая оптимизировать работу организации.
Проведение кадровой оценки позволяет разработать мероприятия по улучшению мотивации сотрудников и их обучению.
В рамках проведения оценки персонала могут рассматриваться такие вопросы, как:

  • оценка результативности сотрудников;
  • определение квалификационного уровня;
  • улучшение коммуникации внутри коллектива.

Узнать больше…
При выборе компании для проведения оценки персонала стоит воспользоваться услугами независимых экспертов — это позволит исключить личную заинтересованность специалистов.
Заказать оценку персонала…
Некоторые современные консалтинговые агентства оказывают широкий спектр услуг в области HR-консалтинга.
Актуальные услуги…
Учет и оценка качества работы персонала — важная составляющая в развитии компании.
Сколько стоит оценка персонала?

Еще в 20–30-х годах прошлого века возник интерес к использованию научного подхода в организации труда и контроля работников. В 50–80-е годы начали появляться схемы для тестирования различных категорий сотрудников, направленные на выявление показателей результативности их работы. С начала 90-х и по сегодняшний день происходит систематизация существующих знаний и развитие новых методик, помогающих компаниям эффективно оценивать персонал.

Оценка персонала как фактор успешности бизнеса

Оценка персонала — это сложная система выявления характеристик сотрудников, которая направлена на то, чтобы помочь руководителю организации в принятии управленческих решений по увеличению результативности работы подчиненных.

Оценка тесно связана практически со всеми основными функциями управления персоналом.

  1. Кадровое планирование: оценка рабочих показателей определяет качественную и количественную потребность компании в персонале.
  2. Подбор персонала: оценка показывает, насколько эффективны методы привлечения и отбора новых сотрудников, используемые в компании.
  3. Обучение персонала: оценка выявляет потребности в обучении и определяет эффективность имеющихся обучающих программ.
  4. Формирование кадрового резерва: в его основе лежит оценка работы и рабочего поведения сотрудников компании.
  5. Анализ работы персонала: оценка позволяет определить стандарты и показатели, с помощью которых оценивается рабочее поведение сотрудников конкретной компании.
  6. Развитие персонала: оценка выявляет рабочий потенциал сотрудников.
  7. Система материального стимулирования: оценка повышает эффективность мотивационных систем.

Процедуры оценки персонала являются базовыми для ряда аспектов работы с кадрами — при приеме на работу, обучении, продвижении по службе, сокращении и увольнении, реорганизации и поощрении.

Основными целями проведения оценки являются:

  • определение соотношения между затратами на содержание работника и реально выполненным им объемом работы, проще говоря, выгодно ли содержать конкретного сотрудника на конкретном месте;
  • оценка потенциала имеющихся работников — есть ли возможность выдвижения кого-то из них на руководящие должности без затрат на поиск и обучение новых сотрудников;
  • выявление функциональной роли отдельно взятого сотрудника — является ли он только командным игроком или при создании определенных условий может проявить себя как яркая индивидуальность и пр.

В конечном итоге проведенные мероприятия положительно сказываются на эффективности работы отдельных сотрудников и компании в целом.

На заметку
В Японии оценка персонала основывается на определении способностей каждого отдельного работника, что соответствует принятой в стране философии производства. Особенностью такой кадровой оценки является ее обязательность для каждого сотрудника и строгая периодичность.

На сегодняшний день в российских компаниях активно происходит пересмотр подхода к оценке персонала. Отличительной чертой становится применение целого комплекса различных методов, направленных на оценку соответствия множеству показателей и критериев. При этом широко используемые за рубежом методы оценки на отечественную почву перенесены сравнительно недавно, поэтому недостаточно опытные руководители и сотрудники HR-отделов сталкиваются со сложностями в их применении. К сожалению (или к счастью), ни в России, ни за рубежом пока не существует единой системы для решения всех возникающих проблем. Чтобы свести эти сложности к минимуму, рекомендуется привлекать квалифицированных консультантов, которые помогут разъяснить необходимость проведения процедуры, подготовить и реализовать.

Критерии оценки

Речь идет о рабочих, личностных, поведенческих и других характеристиках, по которым оценивается эффективность работы сотрудника. Каждый критерий определяет то, как именно должна выполняться рабочая функция, чтобы полностью соответствовать требованиям клиентов и компании. При разработке критериев оценки персонала нужно учитывать специфику деятельности организации, сегмент рынка, в котором она работает, цели и задачи оценки — то есть то, что планируется от нее получить. Также необходимо определить, какие из критериев будут приоритетными. Например, при оценке линейного персонала, основным критерием может быть качество работы: отсутствие ошибок, следование стандартам обслуживания, дисциплина, лояльность, объем работы.

Основные требования к выставляемым критериям:

  1. Достижимость.
  2. Объективность: разработка критерия проводится для конкретной должности, а не для человека.
  3. Прозрачность: какие именно результаты ожидаются от сотрудника.
  4. Соответствие содержанию работы.
  5. Мотивация сотрудника на достижение результатов.
  6. Понятность и связанность с важнейшими результатами работы.
  7. Динамичность: способность развиваться в соответствии с текущими изменениями в компании.

Все критерии оценки персонала обычно разделяют на две группы.

  1. Оценка компетенций. В этом случае оцениваются знания и умения сотрудника, его способность применять их в практической работе, а также поведение и личные качества. Одним из самых эффективных способов оценки компетенций является решение ситуационных задач с учетом специфики той должности, которую занимает или планирует занять сотрудник.
  2. Оценка результативности. Она основана на сравнении показателей работы конкретного сотрудника с запланированными для данного периода работы и должности показателями. Для этого перед началом оценки необходимо поставить четко измеримые задачи. Результативность работы сотрудника может выражаться, например, в объеме продаж за месяц, в количестве реализованных проектов, сумме прибыли или количестве заключенных сделок.

Разработкой критериев оценки обычно занимается специалист отдела персонала совместно с руководителем или с сотрудниками, которые выполняют соответствующую работу. Это необходимо для того, чтобы критерии были понятны всем участникам оценки и учитывали конкретные условия и содержание работы.

Подходы к оценке персонала

Подходов к оценке персонала существует очень много, но обычно их объединяют в три группы, в соответствии с направленностью.

Качественные методы

Второе их название — описательные, поскольку они характеризуют сотрудников без применения строгих количественных данных. К качественной оценке относятся:

  • Матричный метод — сравнение качеств конкретного человека с идеальной моделью сотрудника для той или иной должности.
  • Метод системы произвольных характеристик — кадровая служба или руководитель выделяют самые крупные достижения и самые серьезные нарушения в работе и делают выводы на основе их сопоставления.
  • Оценка выполнения задач — самый простой метод, когда оценивается работа сотрудника в целом.
  • Метод «360 градусов» — оценка работника коллегами, руководителями, подчиненными, клиентами и им самим.
  • Групповая дискуссия — разговор работника с руководителем или экспертами в этой сфере деятельности о результатах его работы и перспективах.

Количественные методы

Эти методы считаются наиболее объективными, поскольку все результаты их проведения выражены в цифрах:

  • Метод балльной оценки. За каждое профессиональное достижение персонал получает определенное, заранее оговоренное количество баллов, которые суммируются по итогам конкретного периода — месяца, квартала или года.
  • Ранговый метод. Группа руководителей составляет нечто вроде рейтинга сотрудников, потом все рейтинги сверяются между собой, и тех сотрудников, которые оказались на самых низких позициях, увольняют или переводят на менее ответственную должность.
  • Метод свободной балльной оценки. В этом случае каждое качество сотрудника оценивается экспертами на определенное количество баллов, а результаты суммируются. На основе полученных фактов составляется рейтинг.

Комбинированные методы

Наиболее эффективные подходы к оценке, поскольку в них используются и описательные, и количественные аспекты:

  • Метод суммы оценок. Каждая характеристика работника оценивается по определенной шкале, а затем выводится некий средний показатель, сравниваемый с идеальным для конкретной должности.
  • Система группировки. Всех сотрудников делят на несколько групп — от тех, кто работает неудовлетворительно, до тех, чья работа практически безупречна.

Все перечисленные методы способны оценить только определенный аспект работы сотрудника или его социально-психологических характеристик, поэтому в последнее время HR-отделы или кадровые консультанты все чаще используют для объективного оценочного анализа комплексные универсальные методы, вобравшие в себя достижения всех имеющихся подходов.

Методы оценки компетенций персонала

Рассмотрим подробнее методы оценки компетенций персонала — именно они дают наиболее объективное представление о профессиональных качествах сотрудников. Основной целью подхода является повышение эффективности использования уже имеющегося в компании кадрового потенциала. В результате проведенных мероприятий экономится заработная плата, рабочее время и снижаются затраты на вспомогательные ресурсы, требующиеся для выполнения тех или иных задач некомпетентным работником.

После проведения оценки компетенции человек может быть переведен на другую должность, на которой его способности и возможности принесут больше пользы. Другим вариантом является отправка сотрудника на курсы повышения квалификации для раскрытия его потенциала.

Кейс из практики
Сотрудник был принят на работу в качестве менеджера по продажам. При этом он не обладает нужным уровнем коммуникабельности и организаторскими способностями, но зато его умение анализировать и уровень знаний логистики — выше среднего. В ходе оценки компетенций его показатели в продажах оценены только на три балла по результативности и по личностным характеристикам, а уровень профессионализма и психоэмоциональные качества — на пять баллов. В этом случае, если в компании есть должность аналитика или экономиста, сотрудника можно перевести на эту должность с предложением дальнейшего обучения.

Существует несколько наиболее распространенных методов оценки компетенции сотрудников:

  1. Аттестация. Порядок ее проведения должен быть изложен в официально утвержденных руководством компании документах. В ходе нее оценивается квалификация, результаты труда, уровень практических навыков и теоретических знаний, деловые и личностные качества сотрудника. Критерий оценки — профессиональный стандарт должностей и специальностей. Руководство компании имеет право проводить аттестацию всех сотрудников, за исключением работников, чей стаж работы в компании менее года, беременных женщин и представителей топ-менеджмента.
  2. Проводится аттестация периодически — один, два или три раза в год. По итогам аттестации сотрудник может быть уволен согласно статье 81 Трудового кодекса РФ.

  3. Ассессмент-центр (центр оценки). Современный метод оценки персонала, позволяющий получить достоверную информацию о личностных, деловых качествах сотрудника и о том, насколько имеющийся кадровый состав организации соответствует ее целям, политике и структуре. Проведение оценки этим методом включает три этапа:
    • Подготовительный, во время которого определяются цели оценки и разработка модели компетенций.
    • Разработка процедуры, включающая сценарий проведения ассессмент-центра, моделирование и адаптацию упражнений, определение набора оценочных методик, обучение экспертов и наблюдателей.
    • Процедура ассессмент-центра, в которую входят деловые игры, кейсы, групповые дискуссии, индивидуальные интервью и тесты. По результатам мероприятий проводится общая оценка участника — интеграционная сессия и составление отчета. Заканчивается этап предоставлением обратной связи с участниками.

    Это наиболее комплексный и сложный в проведении метод, обычно его применяют только в крупных компаниях.

  4. Тестирование. При оценке кандидатов используют как профессиональные, так и психологические тесты. Психологические помогают выявить личностные особенности сотрудника, а профессиональные — его умения и знания, необходимые для успешного выполнения должностных обязанностей.
  5. Интервьюирование. Метод, основанный на вопросах и ответах. Процедура может быть проведена в свободной форме (неструктурированное интервью), в этом случае определяется эмоциональная реакция на вопросы. Структурированное интервью предполагает подготовку вопросов заранее в соответствии с разработанной схемой. Наиболее эффективным структурированным интервью считается ситуационно-поведенческое, когда кандидату предлагается вспомнить ситуацию из его профессиональной деятельности, а затем оценить свою роль в ней и воспроизвести модель поведения.
  6. Метод экспертных оценок персонала. Он заключается в привлечении к оценке персонала экспертов, которые анализируют характеристики сотрудников и на основе собственного опыта и знаний делают заключения. Экспертом может выступать как руководитель организации, так и сотрудники, хорошо знающие оцениваемого (внутренняя оценка). Внешняя оценка — это оценка с участием привлеченных специалистов в области наблюдения и психологии.
  7. Деловые игры. Оценка персонала с помощью имитации деловой активности. Метод деловой игры позволяет смоделировать действия сотрудника в той или иной, желательно, сложной ситуации и оценить его поведение, стрессоустойчивость, способность быстро и правильно принимать решения, взаимодействие с коллегами и клиентами.

При оценке персонала очень важно соблюсти несколько принципов: объективность, надежность, комплексность, достоверность и доступность для понимания, которые в равной степени распространялись бы на обе стороны — оценивающую и оцениваемую.

Методы оценки результативности: оценка KPI

Аббревиатура KPI (Key Performance Indicators) с английского языка переводится как «ключевые показатели эффективности». Соответственно, это система оценки персонала, которая позволяет определить эффективность сотрудников фирмы на предмет их способности достижения стратегических и тактических целей.

Система KPI относится к так называемым меритократическим методам, то есть к подходам, основанным на оценке труда по реальным достижениям с использованием механизмов объективных измерений.

Методика оценки по KPI предполагает, что для каждой должности в компании разработаны две модели текущих результатов и компетенций (в виде таблицы). В первой перечислены все критерии, по которым должна оцениваться эффективность сотрудника, — количественные и качественные, командные и индивидуальные. Во второй — компетенции, необходимые для этой должности, — корпоративные, управленческие и экспертные. Из двух моделей выбирают пять–семь основных показателей для оценки результатов компетенции сотрудника за конкретный период и записывают их в таблице его персональной деятельности. Компетенции при этом приравниваются к качественным итогам его работы. Непосредственный руководитель сотрудника присваивает каждому из выбранных показателей вес от 0 до 1. При этом он ориентируется только на собственные приоритеты. Суммарный вес показателей должен быть равен единице.

Для всех показателей изначально задаются три уровня эффективности:

  • База — исходная точка, от которой отсчитывается результат. Худшее значение.
  • Норма — уровень, который в обязательном порядке должен быть достигнут с учетом всех обстоятельств.
  • Цель — уровень, к которому нужно стремиться, своего рода идеальный показатель.

По окончании контрольного периода оцениваются все показатели KPI. При этом качественные оцениваются по порядковой 100-бальной шкале, а количественные — по естественной метрической. После оценки фактического показателя рассчитывается частный результат сотрудника по формуле:

(Факт минус база/Норма минус база) × 100 % = результат (%)

Результат отражает степень выполнения или перевыполнения нормы. После оценки каждого показателя оценивается рейтинг сотрудника, для этого частные результаты умножаются на вес соответствующих KPI и складываются. В итоге получают некий средний коэффициент результативности сотрудника. Если он больше 100% — это говорит о высокой результативности, а если меньше — например, о том, что по некоторым показателям работником не достигнута даже норма, а общий результат его работы ниже, чем установленный уровень.

Главный плюс системы KPI в том, что в компании имеется прозрачный для сотрудников механизм оценки их работы, а у руководства — инструмент корректировки работы подчиненных в том случае, если текущие результаты деятельности отстают от плановых.

Этапы проведения оценки

Оценка персонала должна проводиться поэтапно. Для удобства мы свели этапы и описание каждого из них в таблицу.

Таблица. Оценка персонала. Этапы подготовки и проведения

Этап Мероприятие Ориентировочные сроки проведения
1-й этап Подготовка программы оценки Определение сроков, целей, объемов, возможных результатов оценки 1 неделя
2-й этап Анализ деятельности и формулирование критериев оценки В ходе этапа достигается более глубокое понимание особенности деятельности оцениваемых сотрудников и специфики структуры организации. Итогом этапа становится список критериев оценки 1–2 недели
3-й этап Конструирование процедур оценки Создается план проведения процедур оценки, формулируются ограничения и требования 1–2 недели
4-й этап Проведение оценки Сбор персональной кадровой документации 3 дня
5-й этап Анализ результатов 1–2 недели

Результаты оценки

Они обычно оформляются в виде таблиц. Формат предоставления результатов может быть различным:

  1. Количественный — проводится сопоставление оценок, полученных сотрудником по каждому критерию.
  2. Качественный — производится полное описание проявлений по всем оцениваемым критериям и формирование итогового портрета оцениваемого сотрудника.
  3. Индивидуальный — сведения о том, какие виды деятельности и на каком уровне может осуществлять работник, данные о реальном владении навыками.
  4. Групповой — отношения внутри организации или ее подразделения, распределение социальных ролей.

В итоге руководителю предоставляется оценочный лист с полной информацией о работнике, а также с выводами о его профессиональной пригодности и рекомендациями. Заключительным этапом проведения оценки является принятие управленческих решений по поводу тех сотрудников, которые проходили оценку.

Однако не все методы оценки персонала одинаково эффективны. Их результативность и применимость напрямую зависит от поставленных целей, уровня зрелости компании, ее задач и типа корпоративной культуры.

Где можно заказать услугу по оценке персонала

Если руководитель не желает проводить внутреннюю оценку персонала, считая ее недостаточно эффективной, решить эту проблему можно с помощью привлеченных специалистов. О том, где заказать услугу по оценке персонала, нам рассказала Валерия Дворцевая, руководитель HR-практики аудиторско-консалтинговой компании КСК групп:

«Распространено мнение, которое свободно интерпретирует принцип Парето: в любой компании 80% всей работы делают 20% эффективных сотрудников. Оценка персонала и существует для того, чтобы понять, кто именно из сотрудников умеет только красиво говорить, а кто — «красиво» работать. Оценка персонала — почти искусство, здесь необходим и опыт, и владение многочисленными методиками, и наличие собственных наработок.

Как показывает практика, лучше всего обращаться за помощью к крупным консалтинговым агентствам, поскольку именно в них и работают специалисты высокого уровня. Нередко многочисленные фрилансеры и мелкие фирмы, оказывающие консалтинговые услуги такого плана либо не имеют достаточной компетенции, т.е. не владеют в полной мере оценочными методиками, либо им попросту не с чем сравнивать, поскольку их опыт проведения тех же ассессмент-центров ограничен одной–тремя компаниями. Как результат — ошибочные выводы, от которых зависит дальнейшая карьера сотрудника и успех развития компании в целом. Неверные кадровые решения могут очень дорого обойтись всем заинтересованным сторонам.

КСК групп предлагает услуги по оценке персонала любого уровня и отраслевой специализации — от линейных сотрудников до топ-менеджеров. За 22 года динамичного развития мы накопили огромный опыт работы на рынке труда, не прекращая совершенствоваться, изучая и адаптируя новые зарубежные методики, вырабатывая собственные направления в оценке персонала.

При необходимости мы помогаем организовывать и внутреннюю аттестацию. В рамках этой услуги анализируются применяемые компанией методики и итоговые результаты. Аудит оценки персонала помогает выявить ее слабые и сильные стороны и сформировать перечень рекомендаций по оптимизации аттестационных мероприятий».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *