Одобрение сделок ФАС

Содержание

В каких случаях требуется согласие ФАС на совершение сделки?

GetALawyer teamBlockedUnblockFollowFollowing Mar 17, 2017

Сервис поиска юристов для бизнеса GetALawyer публикует комментарии, статьи и типовые консультации своих юристов. В ответ на часто задаваемые вопросы относительно согласований сделок с ФАС нашими юристами был подготовлен алгоритм, который поможет вам оценить насколько планируемая сделка требует получения предварительного согласия Федеральной антимонопольной службы (“ФАС”).

Правовое регулирование

Случаи, когда сделка требует получения предварительного согласия ФАС, описаны в ФЗ “О защите конкуренции” (“Закон о защите конкуренции”). Также следует отметить две важные особенности согласования сделок, когда приобретатель является иностранной компанией.

Во-первых, если компания-покупатель является или контролируется иностранным государством или иностранной организацией, то может потребоваться также согласие Правительственной комиссии в соответствии со ст. 6 ФЗ “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”.

Во-вторых, если приобретаемая компания осуществляет виды деятельности, указанные в ст. 6 ФЗ “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства” (например, в некоторых случаях к такой деятельности можно отнести деятельность, связанную с телевизионным вещанием), то такие сделки также требуют согласия Правительственной комиссии.

Алгоритм для определения необходимости получения согласия ФАС

Законом о защите конкуренции установлены финансовые пороги, при превышении которых, сделка потребует согласования. В общем виде данным пороги выглядят следующим образом.

Если суммарная стоимость активов по последним балансам приобретателя и его группы, а также приобретаемой компании превышает 7 миллиардов рублей

ИЛИ

если их выручка за последний календарный год превышает 10 миллиардов рублей,

И ПРИ ЭТОМ

балансовая стоимость активов приобретаемой компании и ее группы превышает 400 миллионов рублей, то сделка требует согласования ФАС.

Следует обратить внимание, что для финансовых организаций предусмотренные другие пороги (ст. 29 Закона о защите конкуренции).

1. Определяем тип сделки.

Закон о защите конкуренции предусматривает следующие пороги, при превышении которых на совершение сделки необходимо получить согласие ФАС:

1.1. Для ООО — приобретение 1/3, 1/2, 3/4 долей в уставном капитале

1.2. Для АО — приобретение 24%, 50%, 75% голосующих акций;

1.3. Для приобретения косвенного контроля (например, приобретение акций кипрской компании, которая владеет 100% долей в российском ООО) — вопрос решается в индивидуальном порядке, но оценивается возможность оказывать влияние на российское ООО (определять условия осуществления предпринимательской деятельности). На практике считается, что негативный контроль (право вето) также рассматривается как приобретение косвенного контроля.

Иными словами, если у приобретателя есть 26% акций акционерного общества и он покупает еще 25%, то согласие нужно (т.к. будет превышен порог в 50%) даже если приобретатель уже получал согласие на покупку 25% акций ранее.

2. Считаем балансовую стоимость активов и суммарную выручку приобретателя и его группы лиц.

Для расчета балансовой стоимости активов необходимо посмотреть в соответствующий раздел баланса приобретателя и компаний, которые входят с ним в одну группу. Если у группы приобретателя есть консолидированный бухгалтерский баланс, то следует посмотреть на такой консолидированный баланс.

Консолидированная отчетность может быть размещена в открытом доступе, если акции компании торгуются на иностранной бирже. Если консолидированной отчетности нет, то в этом случае необходимо складывать показатели соответствующих срок баланса каждой такой компании группы.

Размер выручки считается на основании соответствующих приложений к балансу или запрашивается у финансового департамента.

Важно отметить два нюанса:

2.1. Группа трактуется российским законодательством крайне широко. Это значит, что все компании, которые находятся в “корпоративной цепочке” включаются в группу лиц. Ранее бытовало мнение, что группу необходимо ограничивать 5 или 6 звеньями корпоративной цепи. Сегодня такая практика не поддерживается ФАС.

2.2. В состав группы лиц следует включить все иностранные компании, так как российское законодательство не ограничивает группу лиц исключительно российскими компаниями.

3. Считаем балансовую стоимость активов объекта экономической концентрации и его группы лиц (таргета).

Для этого необходимо посмотреть на соответствующие строки в бухгалтерском балансе компании. Важно отметить, что балансовая стоимость активов таргета считается вместе с его группой лиц. Это значит, что у самой компании балансовая стоимость активов может быть практически нулевой, но если, например, балансовая стоимость активов его дочерних компаний превышает 400 миллионов рублей, то этот критерий считается выполненным.

4. Определяем есть ли применимые исключения.

На сегодня есть два исключения:

4.1. Сделки между покупателем и продавцом внутри одной группы.

Важно отметить, что не все внутригрупповые сделки подпадают под это исключение, а только те сделки, которые совершаются между компаниями, в которых одна владеет в другой (прямо или косвенно) более 50% голосов, приходящиеся на соответствующие доли или акции. Следует обратить внимание на то, что владение может осуществляться косвенно, то есть через “цепочку” других компаний. Согласно разъяснениям ФАС, не имеет значение количество таких промежуточных звеньев в корпоративной “цепи”. Важен именно факт последовательного владения более 50% голосов. Например, А владеет 100% акций компании Б, компания Б владеет 100% акций в компании В, компания В владеет 100% акций в компании Д. В этом случае сделка между А и Д не потребует согласования ФАС даже его финансовые пороги будут превышены.

4.2. Сделки, связанные с продажей крупными компаниями небольших активов.

Закон о защите конкуренции предусматривает исключение, в соответствии с которым, если большая капиталоемкая группа полностью продает компанию другому лицу, то в этом случае не учитываются активы продающей группы для подсчета финансовых порогов (п. 2 алгоритма).

Важно отметить, что данное исключение не касается порога по выручке. Иными словами, выручку группы отчуждателя и его группы надо все равно считать.

5. Определяем момент, когда лучше получить согласие ФАС.

Согласование с ФАС требует именно приобретение акций, долей и возможности оказывать влияние на коммерческую деятельность.

В соответствии с Законом о защите конкуренции приобретение акций (долей) — это покупка, а также получение иной возможности осуществления предоставленного акциями (долями) хозяйственных обществ права голоса на основании договоров доверительного управления имуществом, договоров о совместной деятельности, договоров поручения, других сделок или по иным основаниям.

Это следует учитывать, когда заключается опционное соглашение. Пока опционное соглашение не реализовано (права на доли или акции не перешли к держателю опциона), то в согласовании сделки нет необходимости, так как в терминологии Закона о защите конкуренции приобретение не произошло. С другой стороны, многие договоры потенциально могут потребовать получения согласия ФАС, хотя и не будут связаны с приобретением акций или долей. Например, корпоративный договор, договор залога и т.д.

Не следует забывать, что согласие ФАС на совершение сделки действует 1 год. Если оно истекло, то согласие необходимо получать заново.

***

Данный материал не является юридической консультацией и опубликован в информационных целях. Для получения более подробной информации, а также для анализа Вашей конкретной ситуации обратитесь к юристам GetALawyer на сайте www.GetALawyer.ru

Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Право Конкурентное право
< Пред СОДЕРЖАНИЕ

Условия, при которых требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок с акциями (долями) и имуществом коммерческих организаций, определяются аналогично рассмотренным выше.

Условия, относящиеся к финансовым показателям, указаны в ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О защите конкуренции». В соответствии с данной нормой предварительное согласие антимонопольного органа требуется, если суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает 7 млрд руб. или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 млрд руб. и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает 250 млн руб. либо если одно из указанных лиц включено в реестр.

Таким образом, для оценки необходимости согласования сделки с антимонопольным органом требуется вычислить:

  • 1) суммарную стоимость активов приобретателя (акций, долей, имущества, прав) и объекта экономической концентрации;
  • 2) стоимость активов объекта экономической концентрации и его группы лиц;
  • 3) суммарную выручку от реализации товаров приобретателя (акций, долей, имущества, прав) и объекта экономической концентрации.

Далее следует выяснить, включена ли организация, участвующая в сделке, в реестр.

Как уже говорилось выше, при определении балансовой стоимости активов организации принимается во внимание оценка активов, содержащаяся в бухгалтерском балансе, актуальном на день обращения в антимонопольный орган. Итоговая величина активов определяется как сумма балансовой стоимости активов всех членов групп лиц, во-первых, приобретателя акций (долей), прав, имущества, во-вторых, объекта экономической концентрации.

При этом ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О защите конкуренции» предусматривает следующее. При определении суммарной стоимости активов не учитываются активы лица, продающего (отчуждающего) акции (доли) или права в отношении лица, являющегося объектом экономической концентрации (продающего лица), и его группы лиц, если в результате сделки продающее лицо и его группа лиц утрачивают права, позволяющие определять условия осуществления предпринимательской деятельности лицом, являющимся объектом экономической концентрации.

Выручка от реализации товаров учитывается за календарный год, предшествующий дате слияния. Ее итоговая величина также определяется как сумма выручки всех членов групп лиц указанных организаций.

После определения указанных финансовых показателей они сопоставляются с пороговыми значениями, установленными Федеральным законом «О защите конкуренции»:

  • — 7 млрд руб. — для суммарной стоимости активов;
  • — 250 млн руб. — для стоимости активов объекта экономической концентрации;
  • — 10 млрд руб. — для суммарной выручки.

Сделка подлежит антимонопольному контролю, если: превышены пороговые значения по совокупности условий 1 и 2; превышены пороговые значения по совокупности условий 2 и 3; одно из указанных лиц включено в реестр.

Условия, относящиеся непосредственно к сделке в рассматриваемом случае, представляют собой указание на вид сделки, требующей антимонопольного контроля, и величину передаваемых голосов (долей), прав, имущества.

Для сделок, связанных с приобретением акций (долей) коммерческих организаций, такие условия можно охарактеризовать следующим образом.

Согласие антимонопольного органа требуется, если в результате совершения сделки количество голосов, приходящихся на акции (доли) объекта экономической концентрации, преодолеет следующие пороговые значения:

  • — для АО — 25, 50 и 75%;
  • — для ООО — это 1/3, 1/2 и 2/3.

Сделки, которые влекут изменение количества акций (долей) в пределах соответствующих диапазонов (например до 25%, от 25 до 50, от 50 до 75%), получения предварительного согласия антимонопольного органа не требуют. Так, если лицо уже распоряжается 30% голосующих акций АО на законном основании и приобретает еще 15%, в результате чего общее количество голосов, приходящихся на акции, составит 45%, то такая сделка не подлежит антимонопольному контролю.

Сделки, связанные с передачей основных производственных средств,

требуют получения предварительного согласия антимонопольного органа, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки или взаимосвязанных сделок, превышает 20% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, осуществляющего отчуждение или передачу имущества. В данном случае антимонопольному контролю подлежат сделки, в результате которых лицо получает право собственности, пользования или владения основными производственными средствами или нематериальными активами.

Антимонопольному контролю подлежит приобретение лицом (группой лиц) в результате одной или нескольких сделок (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения) прав, позволяющих определять условия осуществления зарегистрированным на территории РФ хозяйствующим субъектом (за исключением финансовой организации) предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа.

Требуется получение предварительного согласия на приобретение лицом (группой лиц) более 50% голосующих акций (долей) юридического лица, учрежденного за пределами территории РФ, либо иных прав, позволяющих определять условия осуществления таким юридическим лицом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа. Однако данное положение применяется в совокупности с нормами ст. 26′ Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которой подлежат государственному контролю сделки, иные действия в отношении активов иностранных лиц и (или) организаций, осуществляющих поставки товаров на территорию РФ на сумму более 1 млрд руб. в течение года, предшествующего дате осуществления сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Пред СОДЕРЖАНИЕ
  • Создание и реорганизация коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа

    Рассмотрим первую категорию условий, а именно условия, относящиеся к финансовым показателям деятельности субъектов и объекта экономической концентрации, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О защите конкуренции». В соответствии с данной нормой предварительного согласования с антимонопольным…
    (Конкурентное право)

  • СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ О НАСЛЕДОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ИМУЩЕСТВА И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ

    С развитием института частной собственности со всей актуальностью встал вопрос о наследовании отдельных объектов наследственного преемства. В последнее десятилетие, как отмечает Суханов Е.А., существенно расширился круг объектов наследования, так как теперь в состав наследственной массы входят не только…
    (Актуальные проблемы современного наследственного законодательства Российской Федерации)

  • Государственная регистрация имущества и имущественных прав

    1. Судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения…
    (Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» (постатейный))

  • Уведомление клиента о сделках, заключенных с его имуществом на заведомо худших по сравнению с рыночными условиях

    Современное взаимодействие клиента с управляющей компанией требует от последней максимального раскрытия информации о всех существенных фактах, повлекших за собой уменьшение стоимости инвестиционного портфеля. К числу такого информационного оповещения регулятор относит уведомление клиента управляющим…
    (Доверительное управление финансовыми активами)

  • Государственная регистрация имущества и имущественных прав.

    Указанное исполнительное действие является новым для законодательства об исполнительном производстве. Ранее ситуации, когда должник имел фактически на праве собственности объект недвижимости (например, объект незавершенного строительства), однако не регистрировал свои права на него (что препятствует…
    (Исполнительное производство)

  • ПРАВИЛА В ОТНОШЕНИЯХ

    В первые несколько недель, месяцев или даже лет новых отношений все может получаться как будто само по себе. Но рано или поздно в них вмешивается повседневная жизнь, которая проверяет вашу связь на прочность. Начиная с этого момента, если даже ваши отношения потенциально благоприятны, вам придется прилагать…
    (Правила любви)

  • Участники регулируемого нормой уголовного права общественного отношения

    Участниками регулируемого нормой уголовного права общественного отношения являются, во-первых, лица, способные совершить или уже совершившие преступления, во-вторых, государство в лице органов государственной власти, наделенных правом примерять к лицам, совершившим преступления, наказание и иные меры…
    (Генезис уголовно-правового регулирования)

  • Передача имущества в пользование по коммерческому праву зарубежных стран

    Отношения по передаче имущества в пользование в зарубежных странах регулируются гражданским и торговым законодательством. В континентальной системе права эти отношения регулируются гражданскими и торговыми кодексами, в англо-американской системе — прецедентами, а в сфере предпринимательства — и специальными…
    (Коммерческое (предпринимательское) право)

  • Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме

    1. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. 2. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе…
    (Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный))

Популярные страницы
  • Создание и реорганизация коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа

    Рассмотрим первую категорию условий, а именно условия, относящиеся к финансовым показателям деятельности субъектов и объекта экономической концентрации,…

  • СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ О НАСЛЕДОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ИМУЩЕСТВА И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ

    С развитием института частной собственности со всей актуальностью встал вопрос о наследовании отдельных объектов наследственного преемства. В последнее…

  • Государственная регистрация имущества и имущественных прав

    1. Судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности…

  • Уведомление клиента о сделках, заключенных с его имуществом на заведомо худших по сравнению с рыночными условиях

    Современное взаимодействие клиента с управляющей компанией требует от последней максимального раскрытия информации о всех существенных фактах, повлекших…

  • Государственная регистрация имущества и имущественных прав.

    Указанное исполнительное действие является новым для законодательства об исполнительном производстве. Ранее ситуации, когда должник имел фактически на…

  • ПРАВИЛА В ОТНОШЕНИЯХ

    В первые несколько недель, месяцев или даже лет новых отношений все может получаться как будто само по себе. Но рано или поздно в них вмешивается повседневная…

  • Участники регулируемого нормой уголовного права общественного отношения

    Участниками регулируемого нормой уголовного права общественного отношения являются, во-первых, лица, способные совершить или уже совершившие преступления,…

  • Передача имущества в пользование по коммерческому праву зарубежных стран

    Отношения по передаче имущества в пользование в зарубежных странах регулируются гражданским и торговым законодательством. В континентальной системе права…

  • Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме

    1. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади…

Обзор правоприменительной практики ФАС России и ее территориальных управлений по вопросам согласования сделок юрлиц

  • Текст документа
  • Статус

I. Общие положения о согласовании сделок юрлиц

Перечень основных функций ФАС закреплен Постановлениями Правительства РФ от 7 апреля 2004 года N 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» и от 30 июня 2004 года N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе». Для реализации своих функций ФАС (в рассматриваемой сфере) наделяется следующими полномочиями:
— осуществляет рассмотрение ходатайств иностранного инвестора либо юридического или физического лица, входящего в группу лиц, в которую входит иностранный инвестор, о предварительном согласовании сделки с хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или о согласовании установления контроля над такими обществами;
— осуществляет рассмотрение уведомлений (информации) иностранного инвестора либо юридического или физического лица, входящего в группу лиц, в которую входит иностранный инвестор, о приобретении 5% и более акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
— предварительное согласование сделок, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение;
— согласование установления контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение.
Порядок согласования сделок установлен приказом ФАС России от 06.03.2013 N 115/13 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по подготовке, подписанию в соответствии с решением Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации соглашения с иностранным инвестором либо юридическим или физическим лицом, входящим в группу лиц, в которую входит иностранный инвестор».
Также согласование сделок необходимо в случаях, установленных статьей 27 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
С предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия:

1) слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства (далее также — последний баланс, в случае представления в антимонопольный орган уведомления последним балансом считается бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате слияния таких коммерческих организаций), превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает десять миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр;

2) присоединение одной или нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает десять миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр;

3) слияние финансовых организаций или присоединение одной или нескольких финансовых организаций к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (при слиянии или присоединении финансовых организаций, не поднадзорных Центральному банку Российской Федерации, такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации);

4) создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом, которые являются основными производственными средствами и (или) нематериальными активами другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации), в том числе на основании передаточного акта или разделительного баланса, и в отношении данных акций (долей) и (или) имущества создаваемая коммерческая организация приобретает права, если выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей, либо если организация, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, включена в реестр;
в других установленных законом случаях.

Также согласования требуют сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа (статья 28).
В случае, если суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает семь миллиардов рублей или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает двести пятьдесят миллионов рублей либо если одно из указанных лиц включено в реестр, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие сделки с акциями (долями), правами и (или) имуществом:

1) приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций зарегистрированного на территории Российской Федерации акционерного общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами указанных акций;

2) приобретение лицом (группой лиц) долей в уставном капитале зарегистрированного на территории Российской Федерации общества с ограниченной ответственностью, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем одной третью долей в уставном капитале данного общества;

3) приобретение долей в уставном капитале зарегистрированного на территории Российской Федерации общества с ограниченной ответственностью лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем одной третью долей и не более чем пятьюдесятью процентами долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами указанных долей;
В иных установленных законом случаях.
По смыслу норм Закона N 135-ФЗ, предварительный контроль осуществляется до совершения сделки или какого-либо иного действия, являющегося объектом государственного контроля, и заключается в рассмотрении антимонопольными органами ходатайств о даче согласия на совершение действий, указанных в ходатайстве, в соответствии с Законом N 135-ФЗ. Согласие антимонопольного органа служит в этом случае необходимым условием для совершения действия, указанного в ходатайстве, что означает установление разрешительного порядка осуществления подлежащих государственному контролю действий.
Обязанность подать ходатайство возникает у обязанного субъекта до совершения сделки.

Получение последующего согласия от ФАС России на совершение сделки возможно. Если антимонопольный орган придет к выводу о том, что сделка не привела к концентрации капитала, он может, но не обязан согласовать ее совершение.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, антимонопольный орган принимает решение об отказе в удовлетворении ходатайства, если, в частности, сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, приведут или могут привести к ограничению конкуренции
Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление ходатайств, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи ходатайств — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (п.3 ст.19.8 КоАП РФ).

II. Суд оставил Постановление ФАС о согласовании сделок юрлиц в силе

1. Отсутствие согласования сделки в отношении иностранного инвестора в срок, не превышающий трех месяцев со дня установления контроля

В ФАС России поступило уведомление частной компании с ограниченной ответственностью «САТТЕРФИЛД МЕНЕДЖМЕНТ ЛТД» о приобретении Обществом с ограниченной ответственностью «Банк Софт Системс» (ООО «БСС») 50% голосов, приходящихся на голосующие доли, составляющие уставный капитал ООО «ЛИССИ». Письмом от 01.03.2011 исх. N ЦА/6773 ФАС России сообщила о том, что указанное уведомление принято к сведению.
Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с иском (с учетом уточнений) к Обществу с ограниченной ответственностью «Банк Софт Системс» о лишении иностранного инвестора права голоса на общем собрании участников хозяйственного общества.
ФАС России указала на неисполнение ООО «БСС», являющегося иностранным инвестором, обязанности подать ходатайство о согласовании контроля в порядке, предусмотренном Законом N 57-ФЗ, в срок, не превышающий трех месяцев со дня установления контроля над ООО «ЛИССИ».
В соответствии с ч.5 ст.7 Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» в случае, если установление контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, осуществлено в результате изменения соотношения голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого хозяйственного общества, на общем собрании его акционеров (участников) вследствие приобретения таким хозяйственным обществом, перехода к нему или выкупа им собственных акций (долей, составляющих его уставный капитал), распределения принадлежащих такому хозяйственному обществу долей среди его участников, конвертации привилегированных акций в обыкновенные акции и по иным предусмотренным законодательством Российской Федерации основаниям, иностранный инвестор или группа лиц обязаны подать ходатайство о согласовании установления контроля в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в срок, не превышающий трех месяцев со дня установления контроля над таким хозяйственным обществом.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 09 апреля 2012 года по делу N А40-124526/11-138-1056 иск удовлетворен в полном объеме.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2012 N 09АП-13566/2012-ГК по делу N А40-124526/11-138-1056.
Иск о лишении иностранного инвестора права голоса на общем собрании участников хозяйственного общества удовлетворен правомерно, так как ответчик нарушил требования федерального законодательства об обязательном согласовании установления контроля над хозяйственным обществом.
Постановлением ФАС Московского округа от 24.09.2012 по делу N А40-124526/11-138-1056 данное постановление оставлено без изменения.
Суды установили факт нарушения законодательства.

15.04.2010 между гражданином Российской Федерации Орловым В.Н. и гражданином Российской Федерации Стефанчуком Д.А. был заключен договор купли-продажи части доли в уставном капитале, в соответствии с которым Орлов В.Н. из принадлежащей ему доли в размере 100% в уставном капитале ООО «ЛИССИ» продал Стефанчуку Д.А. часть доли в размере 1% в уставном капитале ООО «ЛИССИ».
Соотношение голосов, приходящихся на доли, составляющие уставный капитал ООО «ЛИССИ» после совершения вышеуказанных сделок, составило: 50% — ООО «БСС», 49% — Орлов В.Н. и 1% — Стефанчук Д.А.
Между тем ООО «БСС» как иностранный инвестор не подало ходатайство о согласовании контроля в порядке, предусмотренном Законом N 57-ФЗ, в срок, не превышающий трех месяцев со дня установления контроля над ООО «ЛИССИ» (до 24.08.2011).
Согласно ч.2 ст.15 Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» в случае, если иностранный инвестор в установленный срок не представил в уполномоченный орган ходатайство о согласовании установления контроля в соответствии с частью 5 статьи 7 настоящего Федерального закона, суд по иску уполномоченного органа принимает решение о лишении иностранного инвестора или группы лиц права голоса на общем собрании акционеров (участников) хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение.

2. Ходатайство признано не представленным по причине непредставления документов

Постановление Федеральной антимонопольной службы от 11.04.2013 N 4-19.8-151/00-04-13 по делу об административном правонарушении.

16.04.2013 ООО «РОЛИЗ» обратилось в Федеральную антимонопольную службу России с ходатайством о даче согласия на реорганизацию ООО «РОЛИЗ» в форме присоединения к нему ООО «Управление тралового флота».
Ходатайство было признано непредставленным в антимонопольный орган по той причине, что в ходатайстве отсутствовали надлежащим образом оформленные сведения и документы, необходимые согласно Закону N 152-ФЗ.
По факту неуведомления антимонопольного органа о реорганизации в форме присоединения 28.01.2013 в отношении ООО «РОЛИЗ» было возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 19.8 КоАП РФ.
По результатам административного расследования 25.03.2013 в отношении общества составлен протокол N 4-19.8-151/00-04-13 об административном правонарушении.
Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Общество не согласилось с наказанием и обратилось в суд.
В Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 N 05АП-11850/2013 по делу N А51-14603/2013 суд нашел штрафные санкции обоснованными.
В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 17.03.2014 N Ф03-797/2014 по делу N А51-14603/2013 суд пришел к выводу о том, что факт совершения правонарушения подтвержден, вина заявителя доказана, соблюдены процедура принятия оспариваемого постановления и сроки для привлечения к ответственности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» присоединение одной или нескольких коммерческих организаций к иной коммерческой организации, если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает десять миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр, осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО «РОЛИЗ» и ООО «Управление тралового флота» входили в одну группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, так как ООО «Управление тралового флота» владело 99,90% долей в уставном капитале ООО «РОЛИЗ»; суммарная балансовая стоимость активов группы лиц, в которую входили ООО «РОЛИЗ» и ООО «Управление тралового флота», на 31.12.2011 составляла более 10 млрд.руб.

Из приведенных выше норм права следует, что антимонопольный орган должен быть уведомлен о совершении указанной реорганизации в форме присоединения.
Поскольку при реорганизации ООО «РОЛИЗ» предварительное согласие получено не было, так как оба реорганизуемых юридических лица входили в одну группу (пункт 1 части 1 статьи 9, части 2 статьи 27 Закона о защите конкуренции), то общество должно было уведомить антимонопольный орган о реорганизации в форме присоединения не позднее чем через сорок пять дней после даты присоединения.
При этом, как следует из материалов дела и не оспаривается Заявителем, Общество не обращалось за получением согласия на совершение спорной сделки, а также не уведомило антимонопольный орган о ее совершении.
Поскольку доказательства направления уведомления в адрес ответчика заявитель суду не представил, то действия общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.8 КоАП РФ.

3. Предоставление ходатайства после проведения реорганизации

Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре от 27.06.2012 N 44 по делу N 02-09-154/2012 о назначении административного наказания за нарушение антимонопольного законодательства.
Единственным участником ООО «Авиакомпания Когалымавиа» 8 февраля 2012 года принято решение N 11 о реорганизации общества путем выделения общества с ограниченной ответственностью «Инком» с переходом прав и обязанностей от реорганизуемого общества к вновь образованному в результате выделения обществу в соответствии с разделительным балансом.
В Управление ФАС 10 мая 2012 года вх. N 02-2894 поступило ходатайство от ООО «Авиакомпания Когалымавиа» о получении предварительного согласия на реорганизацию общества путем выделения
Управление ФАС выявило нарушение порядка предоставления ходатайства на реорганизацию Общества, так как сделка совершена 08.02.2012, а ходатайство поступило только 10.05.2012, то есть по истечении 52 дней, привлекло Общество к административной ответственности по части 3 статьи 19.8 КоАП РФ и наложило штраф в размере 300000 рублей.
Общество с ограниченной ответственностью «Авиакомпания Когалымавиа» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 06.09.2012 по делу N А75-5516/2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 по делу N А75-5516/2012 суд признал привлечение к ответственности правомерным.
Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 09.04.2013 по делу N А75-5516/2012 данное постановление оставлено без изменения.
Статья 27 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) предусматривает случаи, когда создание и реорганизация коммерческих организаций производится с предварительного согласия антимонопольного органа.
Таким образом, требуется предварительное согласие антимонопольного органа в случае создания коммерческой организации, в том числе на основании передаточного акта или разделительного баланса, если организация приобретает права, предусмотренные статьей 28 Закона о защите конкуренции, и включена в реестр.

4. Наличие на сайте сведений не говорит о том, что компании не входят в группу лиц

Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 28.05.2014 N 02-12/83-2014 о привлечении к административной ответственности, протокол N 03-12/83-2014 об административном правонарушении, постановление N 03-12/83-2014 о привлечении ООО «Метторг» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Осуществляя проверочные мероприятия, Управление установило, что ООО «Метторг» не указало о вхождении в группу лиц ООО «Кристальный», в связи с чем информация о группе лиц с указанием оснований, по которым лица входят в эту группу, не позднее чем за один месяц до осуществления присоединения в полном объеме не была своевременно размещена на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы и, как следствие, не была представлена в антимонопольный орган с уведомлением об осуществлении реорганизации.
По окончании проверки Управление пришло к заключению о необоснованно поданном Обществом уведомлении, поскольку ООО «Метторг» надлежало обратиться в антимонопольный орган с ходатайством о получении предварительного согласия на осуществление действий по реорганизации в форме присоединения.
Усмотрев в действиях Общества нарушение части 1 статьи 31 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», которое образует событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 15.05.2014 уполномоченное должностное лицо Управления составило в отношении юридического лица протокол N 03-12/83-2014 об административном правонарушении.
Не согласившись с постановлением антимонопольного органа, ООО «Метторг» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014 по делу N А38-3093/2014.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

  • Заказать демонстрацию Бесплатно, у вас в офисе
  • Купить документ Всего за 49 руб.

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

Примеры

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

  • Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»
  • Судебная практика по вопросам применения упрощенной системы налогообложения. Декабрь 2013 год
Название документа: Обзор правоприменительной практики ФАС России и ее территориальных управлений по вопросам согласования сделок юрлиц
Вид документа: Обзор практики ФАС России (Федеральной антимонопольной службы)
Опубликован: Материал подготовлен специально для систем Кодекс/Техэксперт
Дата принятия: 20 марта 2015

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт» Узнать больше о системах

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *