Штраф за неведение бухгалтерского учета

Содержание

Ответственность за грубое нарушение требований к ведению бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит 20 мая 2016 г. 11:53 E-mail Об авторе статьи Архив

А. Гусев

Журнал «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера» № 5/2016

Комментарий к Федеральному закону от 30.03.2016 № 77-ФЗ.

30.03.2016 Президентом РФ подписан Федеральный закон от 30.03.2016 № 77-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Федеральный закон № 77-ФЗ), ужесточающий ответственность за грубое нарушение требований к ведению бухгалтерского учета.

Принятие данного нормативного акта должно способствовать повышению эффективности пресечения грубого нарушения требований к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, обеспечение реализации прав граждан, организаций, государства на получение надежной и достоверной информации в сфере экономической деятельности. Изменения вступают в силу 10.04.2016.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое поименованным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица несут ответственность за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых данным кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Административная ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, порядка и сроков хранения учетных документов установлена ст. 15.11 КоАП РФ. Совершение этого правонарушения влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Согласно примечанию 1 к названной статье под грубым нарушением правил ведения бухучета и представления бухгалтерской отчетности понимаются:

  • занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любой статьи (строки) формы отчетности не менее чем на 10%.

Исходя из примечания 2 к ст. 15.11 КоАП РФ должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные обозначенной статьей, в следующих случаях:

  • при представлении уточненной налоговой декларации (расчета) и уплате на основании данной декларации (данного расчета) неуплаченных сумм налогов, сборов и соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных п. 3, 4 и 6 ст. 81 НК РФ;
  • при исправлении ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке. Согласно нормам п. 11 Инструкции № 33н в случае выявления ошибок, допущенных учреждением при составлении отчетности, как самим учреждением, так и учредителем в ходе камеральной проверки представленной бухгалтерской отчетности на соответствие требованиям к ее составлению и представлению, установленным поименованной инструкцией и правовым актом, утверждающим дополнительные формы, иным органом, осуществляющим финансовый контроль, учреждение по согласованию с учредителем представляет отчетность, содержащую исправления.

Бухгалтерская отчетность, содержащая исправления выявленных ошибок, представляется учредителю (или иным пользователям отчетности) в порядке, предусмотренном п. 5 – 7 Инструкции № 33н, с сопроводительным письмом, содержащим перечень внесенных изменений, а при исправлении ошибок, выявленных учредителем по результатам камеральной проверки отчетности, – с копией уведомления о выявленном несоответствии бухгалтерской отчетности, направленного учредителем по результатам такой проверки.

В случае представления учреждением бухгалтерской отчетности на бумажном носителе отметка учредителя о ее принятии по результатам камеральной проверки бухгалтерской отчетности проставляется в левом верхнем углу титульного листа баланса (ф. 0503730) (разделительного (ликвидационного) баланса государственного (муниципального) учреждения), а также на сопроводительном письме (по квартальной отчетности) с указанием даты принятия, должности и подписи (с расшифровкой) ответственного исполнителя учредителя.

В случае представления учреждением бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи уведомление о принятии отчетности учредителем направляется учреждению в виде электронного документа.

На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо, совершившее нарушение в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

На основании п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» за ведение бухучета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ответственность несет главный бухгалтер учреждения.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухучета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета (ч. 8 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете):

  • данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухучета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;
  • объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухучета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

С учетом вышеизложенного могут быть привлечены к административной ответственности, установленной ст. 15.11 КоАП РФ, главные бухгалтеры бюджетных и автономных учреждений.

Согласно внесенным Федеральным законом № 77-ФЗ изменениям грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб. Кроме того, вводится ответственность за совершение повторного правонарушения. В этом случае на должностных лиц будет наложен административный штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или они могут быть дисквалифицированы на срок от одного года до трех лет. Напомним, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления (ст. 4.6 КоАП РФ).

Иными словами, значительно увеличится размер штрафов по сравнению с действующими в настоящее время. Одновременно с этим Федеральный закон № 77-ФЗ дополняет состав административного правонарушения действиями, которые запрещены законодательством РФ о бухгалтерском учете:

1) регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни, мнимого, притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;

2) ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров;

3) составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных регистров бухгалтерского учета. Напомним, что согласно ст. 9 и 10 Закона о бухгалтерском учете не допускается принятие к бухучету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. Кроме того, не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухучета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухучета в регистрах. Под мнимым понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (например, неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни). Притворным считается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (скажем, притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухучета резервы, фонды, предусмотренные законодательством РФ, и расходы на их создание. Заметим, что применяемые термины «мнимая сделка» и «притворная сделка» являются общепринятыми и содержатся в ст. 170 ГК РФ. Также не должно допускаться ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета;

4) отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности обязательно) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Напомним, что в силу ст. 9 Закона о бухгалтерском учете и п. 7 Инструкции № 157н все хозяйственные операции, проводимые учреждением, должны оформляться оправдательными документами. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным согласно законодательству РФ, правовым актам уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты.

Данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов систематизируются в хронологическом порядке (по датам совершения операций) и (или) группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета накопительным способом с отражением в регистрах бухучета.

Согласно ст. 29 Закона о бухгалтерском учете учреждения, как и другие организации, обязаны обеспечить хранение первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, определяемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухучета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению в течение не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз. Аналогичные требования установлены в п. 14 Инструкции № 157н.

Согласно п. 3 Информации Минфина РФ № ПЗ-13/2015 «О применении установленных Минкультуры России правил комплектования, учета и организации хранения электронных архивных документов в отношении первичных и отчетных документов налогоплательщиков» до утверждения федерального стандарта бухгалтерского учета, устанавливающего требования к документам и их обороту, для организации хранения таких документов, в том числе первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, составленных в электронном виде и подписанных электронной подписью, применяются Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Приказом Минфина СССР от 29.07.1983 № 105 (в части, не противоречащей законодательным и иным нормативным правовым актам, изданным позднее) (далее – Положение № 105), и Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденные Приказом Минкультуры РФ от 31.03.2015 № 526 (далее – Правила № 526).

В силу требований Положения № 105 первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи в архив учреждения должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером.

Порядок хранения первичных и выходных документов на машиночитаемых носителях определен в соответствующих нормативных актах, регламентирующих ведение бухгалтерского учета в условиях его механизации (автоматизации). Обработанные вручную первичные документы текущего месяца, относящиеся к конкретному учетному регистру, комплектуются в хронологическом порядке и сопровождаются справкой для архива. Кассовые ордера, авансовые отчеты, выписки банка с относящимися к ним документами должны быть подобраны в хронологическом порядке и переплетены. Отдельные виды документов (наряды на работу, сменные рапорты) могут храниться непереплетенными, но подшитыми в папках во избежание их утери или злоупотреблений. По окончании сроков хранения документы бухгалтерского учета передаются в архив.

Следует отметить, что в ст. 15.11 КоАП РФ сохраняется ответственность:

  • за занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • за искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Кроме того, укажем, что обстоятельства, освобождающие лицо от ответственности, установленные в п. 2 примечания к ст. 15.11 КоАП РФ, остаются неизменными.

Согласно ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в частности, являются:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.

На основании ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях согласно гл. 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.11, вправе составлять должностные лица налоговых органов, а также должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, инспекторы Счетной палаты РФ и уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов РФ.

В силу ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения нарушения, за исключением случаев, прямо указанных в данной статье. Отметим, что истечение срока давности привлечения к этой ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

С учетом периодичности проведения контрольных мероприятий органами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.11 КоАП РФ, Федеральным законом № 77-ФЗ внесены изменения в ст. 4.5 КоАП РФ в части установления срока давности за привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете РФ, равного двум годам со дня совершения административного правонарушения.

Статьей 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена ст. 15.11 КоАП РФ, отнесено к компетенции мировых судей. Вместе с тем, если такое административное правонарушение совершено военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассмотрение дела относится к компетенции гарнизонных военных судов. Иными словами, постановление по делу об административном правонарушении за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности должно быть вынесено не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения.

Также обратите внимание на то, что ст. 15.11 КоАП РФ предусматривает ответственность за искажение бухгалтерской отчетности и не распространятся на должностных лиц казенных учреждений, поскольку последние обязаны представлять не бухгалтерскую, а бюджетную отчетность. Напомним, что под такой отчетностью в соответствии с п. 3 ст. 264.1 БК РФ понимается комплекс документов: отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка. Порядок составления и представления бюджетной отчетности определен Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н. Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности установлена в ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

За что штрафуют ИП

1С-Старт: помогаем начать своё дело Просмотров: 15544

В предприниматели идут, чтобы создать собственный бизнес, зарабатывать большие деньги и стать, наконец, независимым от начальства. Начальников у предпринимателей действительно нет, но контроль за их деятельностью всё равно ведется, причём, многоуровневый. А вместо вызова на ковёр и выговора с занесением в трудовую, применяется другой действенный инструмент — штрафы ИП.

Штраф штрафу рознь

Если вы уже стояли перед выбором между ИП и ООО, то, наверняка, находили информацию, что штрафы на физических лиц в несколько раз ниже, чем на юридических. Это действительно так, если речь идет про штраф для ИП по КоАП РФ.

Этот кодекс регулирует наложение административных санкций, и для организаций они намного больше, чем для предпринимателей. Один из ярких примеров – штраф за размещение наружной рекламы без согласования с местной администрацией. Если такую рекламу обнаружат у ИП, то он отделается суммой от трех до пяти тысяч рублей. Ну а если законодательство о рекламе нарушит юридическое лицо, то вилка штрафов здесь совсем другая – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.

А вот Налоговый кодекс различий между предпринимателем и организацией не делает. Все налогоплательщики за нарушение налогового законодательства отвечают одинаково, за небольшим исключением.

Учтите, что так называемые надзорные каникулы или периоды освобождения от плановых проверок распространяются только на неналоговые органы. Это Роспотребнадзор, Ространснадзор, Государственная инспекция труда, Росприроднадзор, Госпожнадзор, Росздравнадзор, и др. Сводный план таких проверок ежегодно публикуется на сайте Генеральной Прокуратуры.

Но кроме плановых, возможно проведение внеплановых проверок – по обращению лица, чьи права нарушены, или в случаях причинения вреда жизни и здоровью граждан, культурному наследию и окружающей среде. И хотя санкций в законах прописано много, поверьте, вполне можно спокойно работать, если знать основные и самые частые нарушения.

Перед вами ТОП-7 ситуаций для ИП, за которые вас могут оштрафовать. Просто держите их на контроле, это не так сложно.

Несоблюдение графика сдачи отчётности

Если ИП работает сам, то обязательной отчётности у него немного. Например, на упрощённой системе всего одна годовая декларация, а на ПСН деклараций нет вообще.

Но всё меняется, когда предприниматель нанимает работников. Отчётов здесь несколько видов, некоторые сдаются раз в квартал, но есть и ежемесячные. О том, что и куда сдавать в соответствии с выбранным режимом, можно узнать в нашем налоговом календаре.

Минимальный штраф за несданную налоговую отчётность, в том числе, нулевую – 1 000 рублей. За отчётность по работникам штраф для ИП зависит от конкретной формы. Так, для ежемесячного отчета СЗВ-М сумма зависит от количества сотрудников – 500 рублей за одного человека.

Самые высокие штрафы – по статистическим формам. Росстат добился принятия для ИП таких санкций по статье 13.19 КоАП РФ:

  • от 10 до 20 тысяч рублей за первое нарушение;
  • от 30 до 50 тысяч рублей за повторное нарушение.

Cроки сдачи в Росстат специфические. Раз в пять лет этот орган проводит сплошное наблюдение за деятельностью малого бизнеса (последний раз проводилось за 2015 год). А в промежутках между наблюдениями отчётность сдается выборочно, по запросу статорганов. Но лучше заранее узнать , надо ли вам отчитываться и когда.

Отсутствие налогового учёта

Бухучёт предприниматели не ведут, но кроме бухгалтерского, есть и другой учёт – налоговый. К этому виду учёта относятся не только декларации, но и специальные книги учёта доходов и расходов, разработанные для всех режимов, кроме ЕНВД.

Книги доходов и расходов – это регистры налогового учёта, и за их отсутствие налагается штраф от 10 до 30 тысяч рублей по статье 120 НК РФ (если неведение учёта не привело к занижению налога). Если же при проверке выяснится, что в результате отсутствия учёта налог к уплате был занижен, то штраф составит уже 40 тысяч рублей.

Кроме книг учёта и деклараций на режимах, которые требуют подтверждения расходов (ОСНО, ЕСХН, УСН Доходы минус расходы), надо правильно оформлять первичные документы. Ошибка в их оформлении может привести к тому, что налоговики не признают сумму рассчитанного налога, соответственно, начислят штраф.

Если вы нанимаете персонал или работаете на режиме, требующим подтверждения расходов, советуем доверить учёт специалистам 1С:БО. Это намного дешевле, чем нанимать бухгалтера в штат.

Нарушение правил уплаты налогов

Налоги предприниматель должен платить вовремя и в полном размере. Сроки уплаты на разных системах налогообложения тоже указаны в нашем календаре. Штраф за неуплату налогов ИП по статье 122 НК РФ составляет 20% от суммы неуплаченного налога.

Кроме того, предприниматель при наличии работников становится налоговым агентом, поэтому должен удержать с их доходов НДФЛ и перечислить его в бюджет. За нарушение сроков перечисления этого налога штраф налагают на ИП по тем же правилам, т.е. 20% от не перечисленной суммы.

Неуплата страховых взносов

Каждый предприниматель, независимо от наличия доходов от бизнеса, должен платить страховые взносы за себя. Срок уплаты обязательной суммы взносов – в любое время не позднее 31 декабря текущего года.

Для дополнительного взноса в сумме 1% от годовых доходов, превышающих 300 тысяч рублей, установлен другой срок уплаты. Если вы получили в 2018 году доход выше этого лимита, то дополнительный внос можно заплатить до 1 июля 2019 года.

Надо ли платить штрафы ИП за неуплату страховых взносов? Это зависит от того, правильно ли были рассчитаны взносы. По мнению Минфина (письмо от 24 мая 2017 г. N 03-02-07/1/31912), наказывать ИП за неуплату страховых взносов штрафом нельзя, если их сумма не была занижена намеренно или по ошибке.

Соответственно, если взносы начислены верно и правильно отражены в своевременно сданной отчётности или расчёте, то нарушение срока их уплаты приведёт только к начислению пени, но не к штрафу.

Отсутствие договора с работником ИП

Индивидуальный предприниматель – такой же работодатель, как и организация. Со своим работником надо обязательно заключить письменный договор – трудовой или гражданско-правовой. Штраф ИП за неоформленного работника предусмотрен статьёй 5.27 КоАП РФ. Это сумма от 5 до 10 тысяч рублей.

Если же это правонарушение обнаружат повторно, то штраф ИП за неоформленного работника существенно вырастет и составит уже от 30 до 40 тысяч рублей.

Причём, наказать предпринимателя по этой статье могут, даже если в бизнесе ему помогают члены его семьи. Доказывать, что помощь родственников была безвозмездной, непостоянной и не имела характера трудовых отношений, скорее всего, придётся в суде.

Неприменение кассового аппарата

После вступления в силу изменений о порядке применения ККТ осталось совсем немного ситуаций, когда допускается отсутствие кассового аппарата.

Несмотря на сопротивление бизнеса, онлайн-кассы с середины 2017 года обязательны для торгующих на режимах ОСНО, УСН и ЕСХН. А с середины 2018 года право работать без кассы теряют и предприниматели на ЕНВД и ПСН.

Небольшая отсрочка (до 1 июля 2019 года) для установки ККТ предусмотрена для следующих категорий ИП:

  • торгующие или оказывающие услуги общепита на режимах ЕНВД и ПСН, но только при отсутствии работников;
  • оказывающие услуги населению на всех системах налогообложения.

Кроме того, работа без ККТ теперь невозможна при приёме онлайн-оплаты, а также при получении оплаты напрямую на расчётный счёт ИП, если покупателем является обычное физлицо. Санкция за отсутствие кассового аппарата установлена статьей 14.5 КоАП РФ. Это от ¼ до ½ от суммы продажи, но не менее 10 тысяч рублей.

Например, если зафиксирован факт продажи на сумму 30 тысяч рублей, то штраф может составить 15 тысяч рублей. А если покупка была копеечной, рублей на 100, то всё равно взыщут 10 тысяч рублей. То есть, в этом случае штраф за отсутствие онлайн кассы для ИП будет больше суммы продажи в 100 раз!

Обратите внимание, многие банки сейчас предоставляют льготные условия по настройке и обслуживанию онлайн-касс. Банк Тинькофф предоставляет ККТ, соответствующую 54-ФЗ. Ознакомиться с их предложением вы можете ниже.

Ведение деятельности без лицензии

Из лицензируемых направлений для предпринимателей доступны только автоперевозки пассажиров, фармацевтическая, медицинская, образовательная и частная детективная деятельность. Отсутствие лицензии, если она обязательна, наказывается по статье 14.1 КоАП РФ – на сумму от 4 до 5 тысяч рублей с возможной конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья.

Что касается крепкого алкоголя, реализация которого предпринимателями запрещена, то для этого в Административном кодексе есть специальная статья 14.17.1. Согласно этой норме санкции для ИП за продажу алкоголя без лицензии составляют от 100 до 200 тысяч рублей с обязательной конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

ИП за продажу алкоголя без лицензии не наказывают только в случае, если он реализует не крепкий алкоголь, а пиво. При этом для продажи пива установлены определённые требования, которые тоже надо соблюдать.

Популярное Бесплатно

Регистрация бизнеса:

  • Онлайн подготовка документов
  • Бесплатная проверка документов
  • Бесплатная консультация по регистрации

Спец.предложения 1С:

  • Как проверить своего бухгалтера
  • Консультация по оптимизации налогов
  • Месяц бух.обслуживания в подарок

Отзывы наших пользователей Бесплатно

Регистрация бизнеса:

  • Онлайн подготовка документов
  • Бесплатная проверка документов
  • Бесплатная консультация по регистрации

Спец.предложения 1С:

  • Как проверить своего бухгалтера
  • Консультация по оптимизации налогов
  • Месяц бух.обслуживания в подарок

Ошибки в бухгалтерском учете: ответственность и сроки исправления

Сайт о бухгалтерском и налоговом учете, аудите, компаниях Москвы, предоставляющих бухгалтерские и аудиторские услуги Главная — Статьи

Комментарий к Федеральному закону от 21.10.2013 N 276-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Не ошибается тот, кто ничего не делает. При обнаружении ошибки в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности счетный работник обычно быстренько прикидывает: исправлять свои и чужие расчеты или не брать в голову.

Грубые нарушения в бухгалтерском учете влекут сразу несколько видов санкций: административную, налоговую и, возможно, материальную ответственность в силу наличия у главного бухгалтера или руководителя организации трудового договора с работодателем.

Федеральным законом от 21.10.2013 N 276-ФЗ законодатель уточнил понятие «грубое нарушение» правил бухгалтерского учета и представления отчетности, влекущее применение административной ответственности к должностным лицам в соответствии с КоАП РФ. Кроме того, установлены основания для освобождения от административной ответственности за подобные нарушения.
Комментарий поможет бухгалтеру проанализировать цену вопроса и сроки, на которые можно ориентироваться, откладывая исправление бухгалтерских ошибок в долгий ящик.
Кроме того, разберемся с тем, кто будет отвечать за это безобразие — руководитель или главный бухгалтер. Впрочем, может все сложиться так, что отвечать никому не придется.

Материальная ответственность главбуха и руководителя

В соответствии с ТК РФ (ч. 2 ст. 243) материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером.

В п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52 разъяснено следующее. Если трудовым договором не предусмотрено, что главный бухгалтер в случае причинения ущерба несет материальную ответственность в полном размере, то при отсутствии иных оснований, дающих право на привлечение этих лиц к такой ответственности, он может нести ответственность лишь в пределах своего среднего месячного заработка (то есть в порядке, установленном ст. 241 ТК РФ для всех работников).

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может быть возложена на работника в случае причинения им ущерба в результате административного проступка (о котором мы поговорим ниже), если таковой установлен соответствующим государственным органом.

Пленум Верховного Суда РФ комментирует эту норму следующим образом (п. 12 Постановления N 52).

Работник может быть привлечен к полной материальной ответственности, в том числе если:

  • по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление о назначении административного наказания;
  • работник был освобожден от административной ответственности за совершение административного правонарушения в связи с его малозначительностью (при этом факт совершения правонарушения и его состав установлены).

В случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности работника не привлекают ни к административной, ни к полной материальной ответственности по основаниям, установленным п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ. Но работодатель вправе требовать от этого работника возмещения ущерба в полном размере по иным основаниям. Если иных оснований нет, то работника можно привлечь только к ограниченной материальной ответственности (в пределах его среднего месячного заработка).

Заметим, что прописанная в трудовом договоре или дополнительных соглашениях к нему конкретная материальная ответственность работника перед работодателем не может быть выше, чем это предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения сторон этого договора от материальной ответственности (ст. 232 ТК РФ).

Руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. В случаях, предусмотренных федеральными законами, это должностное лицо возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством (ст. 277 ТК РФ).

Если главбух или руководитель организации на момент совершения административного проступка находятся на испытательном сроке, то возложение на них полной материальной ответственности не исключается. Ведь в период испытания на работника распространяются положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов (ст. 70 ТК РФ).

Согласно ГК РФ (п. 3 ст. 53) лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

Отдельные вопросы возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица, рассмотрены в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 62.

В нем (п. 10), в частности, разъяснено, что в случаях, когда соответствующее требование о возмещении убытков предъявлено самим юридическим лицом, срок исковой давности исчисляется не с момента нарушения, а с момента, когда юридическое лицо, например в лице нового директора, получило реальную возможность узнать о нарушении.

В п. 4 Постановления N 62 указано, что в случае привлечения юридического лица к публично-правовой ответственности (налоговой, административной и т.п.) по причине недобросовестного и (или) неразумного поведения директора понесенные в результате этого юридическим лицом убытки могут быть взысканы с директора. Однако директор вправе оспаривать обвинения, если представит доказательства того, что квалификация действий (бездействия) юридического лица в качестве правонарушения на момент их совершения не являлась очевидной, в том числе по причине отсутствия единообразия в применении законодательства налоговыми, таможенными и иными органами.

Административный проступок

Возвращаясь к административному проступку, зафиксированному уполномоченными госорганами и влекущему полную материальную ответственность, рассмотрим «бухгалтерскую» статью КоАП РФ.

Статьей 15.11 КоАП РФ установлена ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности в виде наложения административного штрафа на должностных лиц.

Комментируемым Законом N 276-ФЗ в эту статью с 1 ноября 2013 г. внесены существенные изменения. Сравним старую и новую редакции ст. 15.11 КоАП РФ, которые мы свели в таблицу.

Статья 15.11 КоАП РФ

Старая редакция

Новая редакция

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб.

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб.

Примечание:

Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

  • искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;
  • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%

Примечания:

1. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

  • занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

2. Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в следующих случаях:

  • представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченных сумм налогов и сборов, а также соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных п. п. 3, 4 и 6 ст. 81 НК РФ;
  • исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке

Старая формулировка о том, что административное наказание полагается за любое искажение (как в большую, так и в меньшую сторону) сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета, заменена на новую. Теперь административным правонарушением считается только занижение сумм начисленных налогов и сборов по причине бухгалтерских ошибок.

Следует иметь в виду, что некоторые налоги взаимосвязаны между собой. К примеру, занижение суммы налога на имущество, который непосредственно увязан с бухгалтерской остаточной стоимостью основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ), немедленно повлечет за собой завышение налога на прибыль, поскольку налог на имущество списывается на прочие расходы в налоговом учете (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). И наоборот, завышение налога на имущество приводит к занижению налога на прибыль.

А еще, учитывая, что речь идет о налоговых ошибках, нельзя обойти ст. 81 НК РФ. Согласно ей при занижении начисленной суммы налога налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию, а при завышении налога он не обязан, но вправе поправить расчеты с бюджетом в свою пользу.

В части признания грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета искажения любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10% требования ст. 15.11 КоАП не изменились.

Основная идея, побудившая законодателя «взяться за перо», — это несправедливость применения кары за административный проступок без предоставления нарушителю шанса исправиться. При налоговом правонарушении, обусловленном бухгалтерскими ошибками, налоговые санкции могут быть предупреждены налогоплательщиком путем своевременного исправления своего недочета.

Теперь аналогичный шанс и, что самое интересное, по тем же налоговым правилам предоставлен и должностным лицам, которым угрожает административное наказание. Правда, налоговые правила применяются, если ошибки в бухгалтерском учете повлекли искажение сумм налогов. А для исправления «чисто бухгалтерских» ошибок применяются правила для сдачи бухотчетности.

Исправление налогово-бухгалтерских ошибок. Если вследствие искажения данных бухгалтерского учета были занижены налоги и сборы, то для освобождения от ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ необходимо представить «уточненку» и доплатить на основании нее неуплаченные суммы налогов и сборов, а также соответствующие пени. При этом применяются правила, установленные п. п. 3, 4 и 6 ст. 81 НК РФ.

Допустим, ошибка выявлена по истечении срока подачи налогового расчета и срока уплаты налога. В этом случае нужно подсуетиться (подать уточненный расчет, заплатить налог и пени) до того момента, когда ошибку обнаружит налоговый орган или будет назначена налоговая проверка по данному налогу за данный период.

На самом деле указанные меры налогоплательщик и раньше принимал, чтобы избежать налоговой ответственности. А с 1 ноября 2013 г. эти меры будут вдвойне эффективны, поскольку избавят от штрафа не только организацию, но и ее должностных лиц.

Исправление бухгалтерских ошибок. Ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ можно избежать, если внести исправления в бухгалтерскую отчетность до ее утверждения в установленном законодательством РФ порядке.

В соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. Заметим, что сроки утверждения и соответствующий уполномоченный орган юридического лица устанавливаются соответствующим законом. Например, срок утверждения бухгалтерской отчетности акционерного общества установлен Законом об акционерных обществах, бухгалтерской отчетности ООО — Законом об ООО.

Срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ определить не так-то просто. Если имеется нарушение налогового законодательства (искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%), то этот срок равен одному году (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, Постановление Челябинского областного суда от 27.08.2012 по делу N 4а12-652).

Длящимся нарушением такой административный проступок не считается, поэтому год отсчитывается от момента его совершения, а не обнаружения (Постановление Верховного Суда РФ от 08.02.2012 N 49-АД12-1, Письмо ФНС России от 15.10.2013 N ЕД-4-3/18440@).

Когда наступает момент совершения нарушения — вопрос тоже спорный. Верховный суд Удмуртской Республики (Решение от 28.05.2012 по делу N 12-61), к примеру, считает, что годичный срок давности по такой категории дел начинает течь с момента наступления срока подачи налоговой декларации. Причем судьи в данном случае рассматривали искажения по разным налогам с разными сроками подачи налоговой декларации (по налогу на прибыль и НДС).

Дата вступления в силу внесенных Законом N 276-ФЗ поправок в КоАП РФ — 1 ноября 2013 г. Они смягчают ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ. А в соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Период для «уточненки»

При принятии решения о составлении уточненной налоговой декларации всегда возникает вопрос: за какой период нужно исправлять данные?

Разъяснения по этому поводу представлены, в частности, в Письме Минфина России от 17.10.2013 N 03-03-06/1/43299. В нем рассмотрен частный случай: организация получила документы, подтверждающие расходы, в налоговом периоде, следующем за отчетным, после представления налоговой декларации по налогу на прибыль.

Минфин России подчеркнул, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При этом перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, производится в двух случаях (п. 1 ст. 54 НК РФ):

  • невозможно определить период совершения ошибок (искажений);
  • допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога (в этом случае у налогоплательщика есть право и нет обязанности осуществлять перерасчет налоговой базы за прошлый период).

Налоговики на местах могут не согласиться с позицией Минфина России, поскольку их руководство говорит, что повод для перерасчета налога текущим периодом только один: невозможно определить период совершения ошибки (искажения) (Письма ФНС России от 17.08.2011 N АС-4-3/13421, УФНС России по г. Москве от 26.03.2010 N 16-15/031541@).

Следует иметь в виду, что в данном случае речь идет именно об ошибках. Но ситуация с запоздалым получением первичных учетных документов в НК РФ не регламентируется. В результате Минфин России обращается к правилам бухгалтерского учета — к ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».

В перечне причин появления ошибок в бухгалтерском учете (п. 2 ПБУ 22/2010) запоздалое получение подтверждающих документов тоже не значится. Зато черным по белому написано: не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности.

Эту цитату в Письме N 03-03-06/1/43299 и заодно такую же в похожем Письме от 30.01.2012 N 03-03-06/1/40 Минфин России приводит без комментария. Однако, исходя из тематики этих Писем (исправление налоговых ошибок), можно заключить, что для исправления искажений в налоговом учете из-за просрочки получения подтверждающей «первички» Минфин России предлагает использовать бухгалтерский прием: новые записи производятся в текущем периоде, а точнее в периоде получения новой информации.

В связи с отсутствием единообразия в толковании положений ст. 54 НК РФ официальными органами и «белых пятен» в НК РФ на предмет запоздалого получения первичных учетных документов представляется целесообразным выбранный налогоплательщиком вариант (период отражения исправлений в налоговом учете) закрепить в учетной политике.

Два наказания за бухгалтерские ошибки

При наличии бухгалтерских ошибок есть вероятность назначения сразу двух штрафов: одного — должностному лицу, второго — организации как налогоплательщику.

В соответствии со ст. 120 НК РФ грубые нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, совершенные в течение одного налогового периода, влекут наложение штрафа в размере 10 000 руб., а совершенные в течение более одного налогового периода — 30 000 руб. Те же деяния, повлекшие занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Грубым нарушением считаются отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

До 2014 г. эти санкции налагались только на налогоплательщика-организацию, а с 1 января 2014 г. (ст. 120 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ) — на любое лицо, которое проверяющие сочтут субъектом этого правонарушения.

Должностных лиц вряд ли будут привлекать к ответственности по этой статье. В п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 разъяснено, что субъектами ответственности, установленной ст. ст. 15.3 — 15.9 и 15.11 КоАП РФ, являются должностные лица организаций. В силу гл. 15, 16 (включая ст. 120 НК РФ) и 18 НК РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, поэтому привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной НК РФ.

Налоговых агентов тоже вряд ли будут привлекать, поскольку их налоговые обязанности ограничены, а наказание за невыполнение этих обязанностей предусмотрено ст. 123 НК РФ. В противном случае придется разграничивать правонарушения, предусмотренные ст. ст. 120 и 123 НК РФ, как это имеет место в связи с недостаточным разграничением составов налоговых правонарушений по ст. ст. 120 и 122 НК РФ. При наличии такой неопределенности для ст. ст. 120 и 122 НК РФ Конституционный Суд РФ (Определение от 18.01.2001 N 6-О) запрещает применять налоговые санкции одновременно по обоим основаниям.

Штрафы за нарушение правил бухучета

Нарушения ведения бухучета: какие штрафы ожидать?

Действующие штрафы для ведущих бухгалтеров и руководства компаний за нарушение принципов постановки ведения бухучета планируется в этом году пересмотреть в сторону увеличения. Проведем обзор ответственности за ошибки и несдачи отчетности, намеренное искажение данных, ведение двойной бухгалтерии для уменьшения налогов. Чем грозит невнимательность – бухгалтеру и желание «оптимизировать» налоговое бремя – главе фирмы?

Виды нарушений

Непредставление бухгалтерской отчетности обойдется юридическому лицу в 200 рублей за каждую форму, не поданную в налоговый орган вовремя (ст. 126 Налогового Кодекса РФ), а должностные лица дополнительно будут оштрафованы по п.1 ст.15.6 КоАП РФ за каждый факт своей «забывчивости» до 500 рублей.

Если же декларации и формы бухгалтерской отчетности сданы все вовремя, но при этом в них выявляют ошибки при определении налоговой базы и учета доходов/расходов организации и они относятся к нарушениям правил (ст. 120 НК РФ), то последует наказание:

  • 10 000 рублей при однократном допущении такого просчета;
  • при повторе в рамках одного налогового периода – 30 000 рублей;
  • занижение налогооблагаемой базы — взыскание штрафа в 40 000 рублей (или 20% от недоимки).

Основанием для взыскания таких штрафов становится дважды допущенная в течение года оплошность в отражении любых хозяйственных операций, финансовых потоков, активов/пассивов в отчетности, регистрах налогового учета и на счетах бухучета. Причем нарушением признается, как несвоевременное, так и неправильное их отображение.

Налоговая ответственность также наступает и при нехватке счет-фактур и первичных документов и других бланков строгой отчетности.

В рамках административной ответственности грубым признается такое нарушение правил бухучета, последствиями которого являются:

  • уменьшение на 10% и более начисленного налога (сбора);
  • отклонения на 10% и более в любой из строк бухотчетности.

За допущенные искажения административное наказание понесут должностные лица: руководитель компании и ее главный бухгалтер.

Изменения в санкциях для бухгалтеров

Госдума готова принять решение об увеличении размера штрафов за допущенные грубые нарушения в работе бухгалтера.

Законопроект от МинФина предлагает с 2016 повысить административное взыскание (ст. 15.11 КоАП РФ) в несколько раз:

  • минимальный размер штрафа – с 2 000 до 5 000 рублей;
  • максимальный размер штрафа – с 3 000 до 10 000 рублей;
  • за повторное совершение правонарушения вводится штраф до 20 тысяч рублей или же на 1-3 года ответственный сотрудник будет дисквалифицирован.

Причем предлагается дополнительно увеличить срок привлечения к ответственности за эти деяния с 3 месяцев до 2 лет.

Как уйти от наказания: освобождение от ответственности за нарушения при ведении бухучета

Должностным лицам все же предоставляется попытка уйти от наказания за грубое нарушение, если смогут «обелить» себя следующими способами:

  • внести соответствующие поправки в отчетность до того момента, как она будет утверждена;
  • подготовить «уточненку» с правильными расчетами и одновременно оплатить ту самую недоимку по налогам, которая возникла в результате нарушения, а также все сопутствующие пени.

При неукоснительном соблюдении правил и корректном применении бухгалтерского учета, а также принципов грамотной подготовки и своевременной сдачи всей отчетной документации, штрафных санкций удастся избежать. Внимательное отношение к цифрам и документам особо важно сейчас – в свете предстоящего ужесточения наказания за нарушения в этой сфере. Имеются и возможности легально избежать наказания, чем и надо активно пользоваться проштрафившемуся бухгалтеру.

Не можете справиться самостоятельно? Группа компаний «Аудит А» предоставляет услуги для юридических лиц и предпринимателей по аутсорсингу в сфере бухучета – все от постановки и ведения до восстановления учета в любых сложных ситуациях. Наши специалисты помогают исключить вероятность нарушений и штрафов, а при необходимости – вносят нужные исправления и освобождают вас от ответственности за допущенные ошибки.

Все права на данную публикацию принадлежат ГК «Аудит А».
Полное или частичное цитирование материала на других сайтах разрешено только при наличии активной ссылки на эту страницу.
Копии материала отслеживается автоматическими средствами проверки уникальности.

Есть ли уголовная ответственность у бухгалтера с 2019 года

Предыдущая статья: СКБ Контур

Следующая статья: Ответственность главного бухгалтера после увольнения

Сегодня бухгалтерская деятельность подразумевает большую ответственность. В первую очередь это связано именно с множество законодательных актов, в соответствии с которыми требуется формировать отчетность такого рода.

Причем бухгалтер обязан выполнять свои обязанности в соответствии со всеми федеральными законами.

Причем за отдельные виды нарушений полагается ответственность не только административная, но и уголовная. К нарушениям, за которые полагается уголовная статья, в первую очередь относится воровство.

Что нужно знать ↑

Сегодня руководителю, а также главному бухгалтеру необходимо максимально ответственно подходить к вопросу ведения бухгалтерской отчетности.

Так как данный раздел экономической деятельности связан с очень большим количеством самых разных особенностей, нюансов.

Сегодня полагается уголовная ответственность за бухгалтерский учет в случае обнаружения каких-либо действительно серьезных нарушений контролирующими органами.

Наказание бухгалтера за воровство может быть различным. Все зависит от множества различных факторов. В первую очередь это фигурирующая в деле сумма, а также мотивы, наличие каких-либо последствий.

По возможности как самому бухгалтеру, так и руководителю предприятия стоит избегать допущения подобного рода ситуаций.

Так как мерой наказания может быть вполне реальное тюремное заключение. Но в большинстве случаев, все же, назначается условный срок.

К наиболее существенным вопросам, рассмотреть которые желательно заблаговременно с целью избегания различных спорных моментов, относятся следующие:

  • определения;
  • классификация видов;
  • правовая база.

Определения

Сегодня все вопросы, тем или же иным образом связанные с наказанием бухгалтера за воровство, освещаются в действующем на территории РФ законодательстве.

Но для правильной трактовки законодательных актов понадобится именно предварительное рассмотрение всех используемых терминов.

К наиболее существенным сегодня относятся следующие:

  • «бухгалтерский учет»;
  • «налоговый учет»;
  • «бухгалтер»;
  • «уголовная ответственность»;
  • «воровство»;
  • «превышение служебных полномочий».

Сегодня под термином «бухгалтерский учет» подразумевается специальная, упорядоченная система сбора, обработки, обобщения и последующей регистрации информации.

Она содержит все данные в денежном эквиваленте о хозяйственной, экономической деятельности предприятия, индивидуального предпринимателя.

На данный момент все юридические лица и ИП обязаны вести бухгалтерский учет. При этом он может вестись одновременно с налоговым.

«Налоговый учет» подразумевает отражение соответствующим образом полной информации о валовом доходе/расходе при ведении экономической/хозяйственной деятельности.

Основное назначение подобного учета – формирование отчетности по уплаченным налогам. Также именно на основании такого учета формируется налогооблагаемая база.

Отвечает за формирование налоговой отчетности именно бухгалтер. Сегодня ведение налоговой отчетности может вестись двумя способами:

  • отдельно от бухгалтерского учета;
  • совместно с ним.

Второй способ существенно проще и дает возможность избежать выполнения лишней работы.

Но вне зависимости от выбранного метода ведения налогового учета за него всегда отвечает руководитель и бухгалтер. При наличии последнего большая часть ответственности ложится именно на него.

В случае обнаружения попытки уклонения от уплаты налогов, воровства привлечь к уголовной ответственности могут как бухгалтера, так и его руководителя.

Непосредственно под термином «бухгалтер» или «главный бухгалтер» подразумевается должностное лицо, имеющее определенные полномочия и реализующее задачи по формированию налоговой/бухгалтерской отчетности.

Существует определенный перечень требований, предъявляемых к сотруднику на данной должности.

В первую очередь он должен иметь соответствующую квалификацию, знать законодательство. Нарушение законодательных норм в силу их незнания не освобождает от ответственности.

«Уголовная ответственность» — это одна из форм ответственности юридического характера за свершение правонарушения определенного вида.

Наступает он только лишь для лица, свершившего преступление, за которое предусматривается такое наказание. Реализуется только в случае доказанности и вынесения соответствующего приговора.

«Воровство» — это один из жаргонных, разговорных синонимов слова «кража». Признается уголовным преступлением и предусматривает уголовную ответственность.

Основополагающая статья, регламентирующая данный момент – ст.№158 Уголовного кодекса РФ.

Важным критерием является то, что похищаемое имущество должно быть для самого свершающего кражу чужим. Существует достаточно большое количество критериев, выполнение которых необходимо для признания кражи.

«Превышение служебных полномочий» — реализация каких-либо действий, на которые определенное должностное лицо в своих обязанностей права не имеет. Относится это также и к бухгалтеру.

Нередко подобное сопутствует краже. Превышение полномочий также является уголовно наказуемым преступлением. Максимально подробно рассматривается этот вопрос в ст.№286 УК РФ.

Правовая база

Максимально подробно вопрос ответственности бухгалтера за кражу рассмотрен в специальных законодательных актах. Основополагающим нормативно-правовым документом является гл.№21 УК РФ.

В данный раздел входят следующие статьи:

ст.№158 УК РФ Освещаются все вопросы, так или же иначе связанные с кражей
ст.№159 УК РФ Что подразумевается под термином «мошенничество», какое полагается за него наказание
ст.№160 УК РФ Присвоение чужого имущества, средств, а также растрата на предприятии
ст.№163 УК РФ Вымогательство
ст.№164 УК РФ Регламентируется ответственность за хищение предметов, которые имеют особенно высокую ценность
ст.№165 УК РФ Причинение какого-либо имущественного ущерба путем злоупотребления оказанным доверием
ст.№167 УК РФ Рассматривается вопрос наказания за преднамеренное уничтожение или же порчу чужого имущества
ст.№168 УК РФ Повреждение/уничтожение имущества случайно

Не менее важным разделом является гл.№22 УК РФ. Она включает в себя следующие основополагающие нормативно-правовые документы:

ст.№170 УК РФ Осуществление незаконных сделок с недвижимым имуществом
ст.№174 УК РФ Подразумевает наказание за «отмывание» денежных средств, которые были получены незаконным способом
ст.№176 УК РФ Получение банковского займа незаконным способом
ст.№180 УК РФ Незаконное использование средств, различного рода услуг и товаров

Мера наказания напрямую зависит именно от различного рода дополнительных факторов. Таких, как тяжелые последствие, нанесение вреда жизни или же здоровью.

Какова ответственность за нарушение обязанностей бухгалтера смотрите в статье: ответственность бухгалтера.

Что размещено на официальном сайте СКБ Контур, .

Судебная практика по поводу краж, свершенных бухгалтерами, достаточно обширна. По возможности стоит рассмотреть её. Так можно будет избежать возникновения ситуаций, которые потребуется разрешать в суде.

Несет ли бухгалтер уголовную ответственность ↑

Сегодня одним из самых важных вопросов для многих является возможность ответственности бухгалтера за свои действия на предприятии.

Как и любое другое физическое лицо, на данного сотрудника распространяется действие Уголовного кодекса РФ.

Следовательно, ответственность он в обязательном порядке за свершение различных преступлений, предусмотренных данным документов, несет.

Прежде всего, вызывают вопросы следующие действия бухгалтера (возможна ли за них уголовная ответственность):

  • за искажение бухгалтерской отчетности;
  • за неуплату налогов;
  • за неправильное начисление заработной платы;
  • порядок привлечения.

За искажение бухгалтерской отчетности

Данный момент регламентируется ст.№199 УК РФ. В соответствии с действующими законодательными нормами предусматривается уголовное наказание за уклонение от уплаты налоговых сборов.

Обычно именно с этой целью указывается заведомо ложная, искаженная информация в отчетности данного типа.

Также под действие рассматриваемой статьи УК РФ подпадают следующие действия:

Не предоставление налоговой декларации
Не предоставление других документов Обязательных при формировании налоговой базы и проверки их в налоговой инспекции

Но следует помнить, что привлечение к соответствующей ответственности будет инициировано в случае, если сумма будет достаточно существенно.

Этот момент также максимально подробно отражается в действующем на территории РФ законодательстве. Вопрос «особо крупного размера» поднимается в ст.№199 УК РФ.

Данная величина составляет 2 млн. рублей за 3 полных года. При этом величина таких неуплаченных налогов должна составлять более 10% от всей суммы обязательных перечислений.

За неуплату налогов

Привлечение к ответственности строго обязательно при уклонении от уплаты налогов. Причем вне зависимости от того, каков именно мотив был у бухгалтера.

Видео: за что и как могут посадить главного бухгалтера?

Если данное должностное лицо действовало в сговоре со своим руководителем, то это является отягощающим обстоятельством. При его наличии мера наказания будет особенно серьезна.

Под уклонением от уплаты налогов сегодня понимается следующее:

  • указание не соответствующих действительности данных;
  • обозначение ложных доходов, расходов;
  • не отражение в отчетности каких-либо источников получения доходов.

Фактически, под утаиванием подразумевается не отражение любой информации, которая тем или же иным образом может влиять на размер налоговых сборов.

Причем уклонением от уплаты налогов также является и бездействие. Под ним понимается умышленное непредставление налоговых документов (декларации, иного).

Данный момент отражается в постановлении Пленума ВС РФ №64 от 28.12.06 г. Основным моментом, учитываемым при формировании документов, является именно наличие умысла.

В перечень документов, которые прямо или же косвенно влияют на величину начисляемых налоговых сборов, сегодня включается следующее:

Выписки из различных ведущихся книг Продаж и покупок, учета хозяйственных операций и других
Копии различного рода журналов ст.№145 НК РФ
Всевозможные расчеты по платежам, осуществленным авансом ст.№398 НК РФ
Справки, подтверждающие сумму уплаченных налоговых сборов ст.№307 НК РФ

Также в данный перечень можно включить все документы, которые подтверждают наличие права на получение различных налоговых льгот.

За неправильное начисление заработной платы

За неправильное начисление заработной платы также возможно привлечение к уголовной ответственности. Данный момент подробно рассматривается в ст.№212 УК РФ.

Под неправильным начислением понимается умышленное уклонение, неуплата налоговых сборов, обязательных платежей.

Подобного рода проступки обычно караются штрафом в размере 300-500 минимальной оплаты труда.

Как производится бухгалтерское обслуживание компаний, бухгалтерское обслуживание ООО.

Как работает официальный сайт Такском, .

Что такое электронная бухгалтерия для ИП, .

Но если невыплата была осуществлена по предварительному сговору с ещё одним лицом (например, руководителем), наказание подразумевает также тюремный срок, запрет на занятие должности. Длительность запрета может составлять до 3 лет подряд.

Порядок привлечения

Процесс привлечения бухгалтера к уголовной ответственности полностью стандартен. Алгоритм данной процедуры выглядит следующим образом:

  • обнаруживается сам факт наличия нарушения;
  • заинтересованная сторона готовит доказательную базу;
  • подается исковое заявление;
  • иск рассматривается;
  • в случае вынесения положительного решения в пользу истца назначается уголовное наказание.

Важно помнить о большом количестве различных нюансов, тем или же иным образом связанных с бухгалтерской деятельностью.

Во избежание возникновения ситуации, подразумевающей уголовную ответственность, желательно ознакомиться со всеми ними. А также хорошо изучить законодательные нормы.

Предыдущая статья: СКБ Контур Следующая статья: Ответственность главного бухгалтера после увольнения На ту же тему

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *