В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения

ZakonGuru Госзакупки 44 федеральный закон Реестр недобросовестных поставщиков: определение и понятие, правовые последствия включения в реестр

Действующее законодательство в сфере государственных и муниципальных закупок в настоящее время говорит о том, что все заключаемые контракты должны исполняться в полной мере. В том случае, если по каким-то причинам исполнитель отказался от взятых на себя обязательств либо исполняет их ненадлежащим образом, он может попасть в Реестр недобросовестных поставщиков.

Что это такое и что грозит за попадание в него?

Реестр недобросовестных поставщиков: основные понятия

Реестр недобросовестных поставщиков – это специальная реестровая база, в которую включаются сведения обо всех исполнителях по контрактам, которые по каким-то причинам, чаще всего, не признаваемым объективными, не исполняют в должной мере взятые на себя обязательства по подписанному государственному контракту. При этом, под ненадлежащим исполнением взятых на себя обязательств следует понимать и отказ победителя той или иной процедуры определения потенциального исполнителя контракта подписать соглашение.

Ведение Реестра недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Федерального закона «О контрактной системе в сфере государственных закупок» возложено на исполнительный орган государственной власти, на который возложены функции контроля за осуществлением государственных закупок. В настоящее время таким контролирующим органом является Федеральная антимонопольная служба, в которой существуют специальные подразделения, ответственные за ведение такого реестра.

Для того чтобы ознакомиться с данными, внесенными в этот реестр и получить подробную информацию о том, кто из потенциальных исполнителей включен в данный реестр, а кто – нет, следует обратиться к официально размещенной базе данных. Ранее вся информация, которая была доступна для ознакомления всеми заинтересованными лицами, размещалась в специальном разделе официального сайта Федеральной антимонопольной службы как государственного органа, уполномоченного на проведение процедур контроля за осуществлением государственных закупок.

В настоящее время все данные перенесены в соответствующий раздел Единой информационной системы в сфере государственных закупок, а доступ можно получить путем обращения к сайту zakupki.gov.ru.

Если ранее данный реестр был ограничен в части использования, так как информация в нем могла быть получена только потенциальными заказчиками, то на сегодняшний день Реестр недобросовестных поставщиков является открытым ресурсом и позволяет получать информацию всем тем, кто к нему обратился.

Причины включения в РНП

Включение в Реестр недобросовестных поставщиков – это всегда мера воздействия, которая используется государственным или муниципальным заказчиком для того, чтобы простимулировать исполнителя по контракту полностью реализовать взятые на себя обязательства.

Включение в Реестр недобросовестных поставщиков происходит в тех случаях, когда нет возможности по-другому воздействовать на исполнителя контракта в связи с неоднократными нарушениями им не только взятых на себя обязательств, но и положений действующего законодательства в сфере регулирования государственных и муниципальных закупок.

К числу основных нарушений на сегодняшний день, предусмотренных статьей 104 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок», относятся:

  • уклонение победителя, определенного по результатам проведения той или иной закупочной процедуры, от подписания контракта. При этом если победитель не может подписать предоставленный проект контракта по объективным причинам (например, подпадание под санкции или приостановление действия организации-победителя по причине возникновения стихийных действий природного или техногенного характера), и о такой невозможности подписания уведомлен государственный заказчик, то такие действия потенциального исполнителя не будут считаться уклонением от заключения контракта. Однако объективность причин отказа придется подтвердить документально;
  • неисполнение в срок обязательств по подписанному контракту, если такое неисполнение не имеет под собой объективных причин, зафиксированных в условиях контракта как уважительные. В том случае, если исполнитель контракта заранее уведомляет государственного или муниципального заказчика о том, что по объективным причинам не может исполнить контракт в срок и документально подтверждает наличие таких объективных причин, то такое неисполнение не становится основанием для включения такого исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков;
  • ненадлежащее исполнение обязательств, которые были взяты на себя победителем закупочной процедуры.

К ненадлежащему исполнению относятся следующие действия со стороны победителя закупочных процедур:

  • поставка товара, оказание услуг или выполнение работ ненадлежащего качества, которые государственный заказчик не может принять, о чем составлен соответствующий акт, а сам факт ненадлежащего исполнения контракта отражен в соответствующем акте экспертизы и аналогичных документах;
  • исполнение контракта, независимо от того, что именно входит в объект закупки для государственного или муниципального заказчика, с серьезными нарушениями сроков работы. Факт такого нарушения сроков должен быть отражен в приемочных документах, чтобы послужить основой для признания нарушения сроков действующего контракта как существенных условий такого контракта;
  • превышение установленной в результате закупочной процедуры цены контракта без наличия на то объективных обстоятельств либо поставка по указанной цене товара, который не соответствует требованиям государственного заказчика, установленным в документации к проводимой закупочной процедуре.

Каждый из перечисленных случаев нарушения, полного или частичного неисполнения заключенного государственного или муниципального контракта выступает в качестве оснований для внесения сведений об исполнителе такого контракта в РНП.

Правовые последствия для исполнителя

Внести в РНП государственный или муниципальный заказчик может любого исполнителя, который нарушил требования действующего законодательства или заключенного контракта.

Не играет роли, идет речь о физическом или юридическом лице – последствия будут едиными для всех недобросовестных исполнителей, которые были внесены в Реестр недобросовестных поставщиков.

К числу основных негативных последствий относятся:

  • запрет на участие в государственных и муниципальных закупках, если такой запрет установлен государственным или муниципальным заказчиком. Такой запрет не является обязательным, зафиксированным в действующем законодательстве. Однако сам заказчик вправе устанавливать ограничения на участие в процедуре заключения контракта для тех потенциальных исполнителей, которые включены в РНП;
  • в том случае, если заблаговременно потенциальный исполнитель не предоставил документы о том, что он включен в РНП, и данный факт выяснился только в момент подписания контракта, заказчик, проводивший закупочную процедуру, вправе отказаться от подписания контракта без объяснения причин, даже если такой потенциальный исполнитель признан победителем закупочной процедуры, так как предложил лучшие условия исполнения контракта;
  • заказчик вправе отказаться самостоятельно и в одностороннем порядке от исполнения своей части контракта либо полностью его расторгнуть по своей инициативе, если будет установлено, что потенциальный исполнитель скрыл свой статус внесенного в РНП или был внесен в данный реестр по другой закупке после того, как был определен в качестве победителя по текущей закупке.

Все перечисленные последствия направлены на то, чтобы ограничить возможности таких исполнителей участвовать в государственных процедурах определения поставщика, направленных на удовлетворение нужд различных государственных и муниципальных учреждений.

Процедура внесения сведений

Внесение сведений в Реестр недобросовестных поставщиков осуществляется на основании соответствующей заявки, поданной заказчиком, пострадавшим от действий недобросовестного исполнителя. Такая заявка должна быть подана в уполномоченные государственные органы, которые ответственны за ведение данного реестра.

Общий порядок действий по включению недобросовестного исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков выглядит следующим образом:

  1. Фиксация факта нарушения победителем закупочной процедуры сроков подписания контракта либо нарушений условий контракта, подписанного с таким исполнителем. Нарушения могут быть по срокам выполнения контракта, а также по качеству и виду оказываемых услуг, поставляемых товаров и выполняемых работ. Однако каждый вид такого нарушения должен быть зафиксирован в виде специального экспертного заключения или протокола.
  2. Передача сведений о факте нарушения требований действующего законодательства, а также условий контракта, в уполномоченный государственный орган, который занимается контролем за выполнением государственных и муниципальных закупок. В настоящее время такой контроль осуществляет Федеральная антимонопольная служба.
  3. Передача данных на недобросовестного исполнителя в Федеральную антимонопольную службу для внесения данных в Реестр недобросовестных поставщиков.
  4. По итогам проведения специальной проверки уполномоченными сотрудниками Федеральной антимонопольной службы происходит установление действительности отраженных в заявлении о включении в РНП исполнителя фактов и последующее включение таких исполнителей в содержание Реестра.

Сведения вносятся в РНП на срок не менее двух лет. Однако если будет установлен факт повторного нарушения действующего законодательства или условий другого заключенного контракта, срок нахождения в РНП может быть продлен.

Меры ответственности заказчика за нарушение правил предоставления сведений в РНП

Так как включение исполнителя государственного или муниципального контракта в Реестр недобросовестных поставщиков – это мера публичного воздействия на недобросовестных исполнителей для того, чтобы сократить количество совершаемых нарушений в данной сфере, то следует понимать, что за нарушение порядка предоставления сведений о негативных действиях исполнителя или последствиях таких действий заказчик может быть привлечен к различным мерам ответственности.

На сегодняшний день привлечение государственного или муниципального заказчика к ответственности за непредоставление или несвоевременное предоставление информации Федеральной антимонопольной службе для включения исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков осуществляется на основании статьи 7.31 Кодекса об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями этой нормы КоАП привлечение к ответственности осуществляется как в отношении должностных лиц, так и в отношении собственно государственного заказчика как юридического лица.

Так, в случае если сведения предоставлены в недостоверном виде, и представляющее их должностное лицо заведомо знало о том, что сведения будут недостоверными, то на него накладывается штраф в размере пятидесяти тысяч рублей за один доказанный факт такого нарушения.

Для случаев, когда сведения, направляемые в РНП, носят достоверный характер, но внесены несвоевременно, размер наказания на должностное лицо, выраженного в виде штрафа, составляет двадцать тысяч рублей за один выявленный и доказанный факт нарушения сроков.

Меры ответственности, которые налагаются на юридическое лицо, коим является государственный или муниципальный заказчик, определяются отдельно в зависимости от количества выявленных нарушений.

Реестр недобросовестных поставщиков – это специальная база данных на всех исполнителей по государственным и муниципальным контрактам, которые в каком-то объеме нарушили свои обязательства или требования действующего законодательства. Включение в данный реестр происходит на основании заявления заказчика, пострадавшего от действий недобросовестного исполнителя, а также на основании специально принятого решения Федеральной антимонопольной службы. Однако если заказчик предоставил сведения недостоверного характера или сделал это невовремя, он сам может получить наказание в виде штрафа.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Что мне грозит, если компания попадает в реестр.

138 юристов сейчас на сайте 3666консультаций за 24 часа Александр Россия, г. Астрахань 11.11.2014 в 10:34 номер вопроса №5344172 прочитан 278 раз

Срочная консультация юриста бесплатно 8 800 505-91-11

1 ответ на вопрос от юристов 9111.ru

  • Юрист Россия, г. Барнаул 0 Отзывов: 849 Личная консультация 11.11.2014 в 11:00

    Список недобросовестных поставщиков формирует Федеральная антимонопольная служба. В данный список попадают поставщики, которые совершили определенные нарушения при заключении контракта с заказчиком, а именно:

    Уклоняются любыми способами заключать контракт;

    Если суд принял решение расторгнуть контракт с тем или иным поставщиком за то, что он нарушил свои обязательства.

    Какие данные включают в реестр недобросовестных поставщиков?

    Когда антимонопольная служба формирует список недобросовестных поставщиков, они вносят следующие сведения:

    Реестр недобросовестных поставщиков на сайтеПолное наименование предприятия, в том случае, если оно является юридическим лицом, или же Ф.И.О., если поставщик является физическим лицом;

    Место, где находится организация;

    ИНН;

    Даты, когда компания проводила торги;

    Подводят все итоги проведения торгов;

    Указывают информацию о том, что торги не состоялись;

    Указывают дату заключения контракта, которые не был исполнен должным образом;

    Указывают предмет контракта;

    Цену контракта;

    Период исполнения оформленного контракта;

    Дата, а также причина расторжения контракта;

    Дата, которая указывает, когда данный поставщик был внесен в реестр недобросовестных организаций.

    На какой период поставщика вносят в реестр и какие для него могут быть последствия?

    Обычно антимонопольная служба вносит поставщика в реестр недобросовестных на 2 года. Согласно законодательству, по истечению данного срока, ровно в тот день, когда поставщик был внесен в реестр, его должны исключить. Таким образом, на протяжении того времени, пока поставщик будет находиться в данном реестре, он не сможет принимать какое-либо участие в торгах. За счет этого предприниматель не сможет долго нормально развиваться. Более того, у него может сильно испортиться репутация предприятия и деловой имидж. Поэтому, прежде чем принимать участие в тендере, предпринимателю следует задуматься о возможных последствиях.

    Процедура внесения всей необходимой информации в реестр

    Если происходит ситуация, когда победитель торгов решил уклониться от своих обязанностей и не заключает государственный контракт, тогда в течение 3 дней заказчик может отправить заявление со всеми необходимыми документами в Федеральный антимонопольный комитет. Таким образом, в дальнейшем они смогут заключить контракт с участником торгов, который занял второе место.

    На протяжении 10 рабочих дней антимонопольная служба должна проверить действительно ли победитель торгов отказался выполнять свои обязанности. Если данный факт не имеет подтверждения, тогда поставщика не вносят в реестр. Если заказчик решил расторгнуть контракт с поставщиком по причине, связанной с невыполнением условий документа, тогда в антимонопольную службу также придется отправлять заявление в течение 3 рабочих дней. Помимо этого, ко всем документам необходимо приложить копии, в которой указанно какое решение было принято судом.

    С того дня, как только в антимонопольную службу поступили все необходимые документы, информация о недобросовестном поставщике сразу же появляется в реестре. Если поставщик будет не согласен с тем, что его внесли в реестр, тогда он может обжаловать данное решение, но уже только в судебном порядке.

    Самое первое предприятие попало в список в 2006 году. В настоящее время в реестре состоят более тысячи недобросовестных поставщиков. Возможно, в будущем их число будет постоянно расти. Оказаться в данном списке очень легко, а вот последствия для предприятия будут губительны.

    По каким причинам участник торгов может отказаться от заключения контракта?

    На самом деле не всегда поставщик расторгает контракт по непонятным причинам, чаще всего:

    Бывают такие ситуации, когда поставщик не может заключить контракт и выполнить все свои обязательства перед заказчиком в связи с тем, что на предприятии произошла поломка оборудования;

    Также может так случиться, что по ряду причин товар, который собирались поставлять, был поврежден или же отсутствует на складе;

    Если вдруг резко повысилась цена на товар;

    Если нет возможности поставить заказчику весь товар в точно указанный срок.

    Однако вне зависимости от причины расторжения контракта, поставщик должен быть внесен в список недобросовестных организаций. Поэтому, если предприниматель решил принять участие в торгах, тогда он должен помнить, что это за собой повлечет большую ответственность. Отсюда следует, что каждый участник должен реально оценивать свои силы и возможные риски, которые связаны с выполнением всех обязательств перед заказчиком.

    Когда поставщика могут не внести в реестр?

    Ситуации, когда по желанию заказчика, поставщика не вносят в реестр:

    Если заказчик хочет заключить контракт, который существенно отличается от тех условий, которые были представлены в конкурсной документации либо в заявке;

    Если заказчик требует от поставщика обеспечения контракта в размере, который во много раз превышает тот размер, который был изначально представлен в конкурсной документации либо в заявке.

    В соответствии с законодательством виновным будет признана та сторона, которая нанесла определенный ущерб другой. Самое главное основание внесения в реестр недобросовестных поставщиков является решение суда.

    В том случае, если заказчик не предоставит полный пакет документов, который нужен для внесения поставщика в реестр, антимонопольная служба не станет рассматривать заявление и вернет обратно все документы в течение 3 дней. Соответственно поставщик в реестр не попадет.

У Вас есть ответ на этот вопрос? Вы можете его оставить, нажав на кнопку ответить спросить Спросить юриста быстрее Ответ за 5 минут Задайте бесплатный
вопрос юристам Администратор печатает сообщение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *